Рекомендации по постановке цели и задач урока
Цели
Умение чётко поставить цель урока — один из главных критериев методической подготовленности учителя.
Примерный перечень возможных целей урока
- Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний.
- Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.
- Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.
- Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности учеников.
- Овладение практическими способами деятельности.
Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на этом уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Впадать от этого в отчаяние не стоит.
К познавательным целям относятся:
- Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями.
- Изучение новых понятий, законов, теорем
и т. п. - Введение новых терминов и условных обозначений
- Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.
- Знакомство с принципом действия прибора, механизма.
- Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.
- Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.
Цели по закреплению и углублению знаний:
- научить давать определение термина и узнавать термин по его определению
- научить составлять план или работать по заданному плану
- научить иллюстрировать свои мысли и утверждения
- научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство
- научить устанавливать связи, различать причину и следствие
- научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения
Воспитательные цели на уроке
- Формирование научного мировоззрения, убеждений.
- Воспитание активной жизненной позиции,
нравственно-этических принципов и привычек. - Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.
- Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
- Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Задачи
Задачи — это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы.
Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время.
Образовательные задачи урока
Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)
Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения ипо данному предмету (приводится их перечень)
Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля.
Воспитательные задачи урока
Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (
Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)
Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)
Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.
Развивающие задачи урока
Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности
Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации
Развивать познавательный интерес учеников.
Примеры глаголов для формулировки задач
Знание вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.
Понимание определить положение, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.
Применение продемонстрировать, описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.
Анализ отделить, увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.
Оценка составить мнение, проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.
Литература:
Целеполагание и планирование деятельности учителя на уроке. Сборник. СК ИПК и ППК, 2007 г.
- 108922 просмотра