Рекомендации психолога учащимся по подготовке к экзамену, тестированию, промежуточному государственному контролю (ПГК)
Добиться хорошего результата при проверке знаний, будь то экзамен, ПГК или тестирование можно лишь используя комплексный подход. Поэтому я предлагаю разделить всю подготовительно — развивающую работу на два содержательных блока:
- «Учусь учиться»
- «Учусь планировать»
Работа по первому блоку направлена в основном на развитие познавательных способностей учеников:
- Это восприятие окружающего мира. Ведущие системы восприятия информации.
- Память. Приемы, улучшающие запоминание.
- Внимание. Развитие внимания, наблюдательности.
- Мышление. Выделение главного — основной общеучебный навык. Приемы выделения главного. Классификация. Умение сравнивать существенные и несущественные признаки предмета. Обобщение.
Работа по второму блоку направлена преимущественно на развитие умения ставить цели, планировать свою работу для достижения этой цели, а также развитие умения организовывать свое время.
Блок № 1 «Учусь учиться»
Наиболее частой причиной неуспеваемости ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов. Поэтому в первом блоке подготовительно развивающей работы предлагаются психологические упражнения, задания и игры по развитию этих способностей.
I. Как мы воспринимаем информацию? У каждого человека развиты все системы восприятия информации, но одна из них является преобладающей.
Выделяют 3 системы восприятия информации:
- А — визуальную систему восприятия — тип «видеть» (посредством зрительных образов).
Б — аудиальную систему восприятия — тип «слышать» (посредством слуховых образов).
В — кинестетическую систему восприятия — тип «ощущать» (посредством телесных ощущений).
Для того, чтобы определить свои сильные и слабые стороны в восприятии информации предлагается опросник.
Опросник на выявление канала восприятия:
Инструкция. Прослушайте (зачитайте) предлагаемые утверждения. Поставьте рядом с ними знак «+», если вы согласны с этим утверждением, и знак «-», если не согласны.
- Я люблю фотографировать, выбирая удачные ракурсы для съемки.
- Я долго помню то, что мне сказали.
- После тяжелого дня самое большое желание — принять удобное положение и расслабиться.
- Я узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
- Люблю наблюдать за облаками и звездами.
- Я не стану носить очень модную вещь, если она не удобна.
- Люблю петь, когда
чем-нибудь занимаюсь. - Мне очень приятно, когда в лицо дует легкий теплый ветерок.
- Для меня очень важны цвета, которые меня окружают.
- Я иногда разговариваю сам с собой.
- Стараюсь записывать все важные дела, чтобы не забыть.
- Вечером я обязательно должен принять душ или ванну.
- Я люблю танцевать.
- Не могу уснуть, когда рядом тикает будильник.
- Не выношу беспорядка в комнате, где живу.
- Я часто слушаю плейер.
- Если мне приходиться долго сидеть, я ужасно устаю.
- Люблю рассматривать репродукции картин.
- Мелодия прошлого лета переносит меня в него.
- Я люблю читать во время еды.
- Очень часто и помногу разговариваю по телефону.
- Я не худой человек.
- Люблю потягиваться, разминаться.
- Я умею слушать собеседника.
- Обожаю смотреть фильмы.
- У меня хорошая память на лица.
- Люблю слушать шум дождя.
- Не люблю спать на слишком мягкой постели.
- Меня развлекают пародии, умение подрожать голосам.
- Много времени уделяю своему внешнему виду.
- Люблю массаж.
- В общественном транспорте я рассматриваю людей.
- Предпочитаю слушать
чье-либо чтение вслух, чем читать самому. - Я согласен с японской мудростью, что один цветок больше передает красоту, чем огромный букет.
- Не могу долго ездить на машине.
- Много информации о собеседнике содержится в интонациях его голоса.
- Мне нравиться, когда люди хорошо одеваются.
- В шуме не могу сосредоточиться.
- Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой.
- Не люблю синтетических тканей.
- Найти удобную обувь для меня очень сложно.
- От яркости освещения в комнате зависит мое настроение.
Обработка результатов
Подсчитываются только положительные выборы (+).
- Тип «видеть» — вопросы № 1,5,9,11,15,18,20.25,26,30.32,34,37,42.
Тип «слышать» — вопросы № 2,4,7,10.14,16,19,21,24,
Тип «ощущать» — вопросы № 3,6,8.12,13,17,22,23,28,31,35,39,40,41.
Максимальное число выборов говорит о преобладании данного типа восприятия информации.
Рекомендации по поводу «как эффективно воспринимать информацию»:
- Если ты относишься к типу «А» — (тип «видеть»), старайся больше читать, рассматривать схемы, таблицы, иллюстрации, пытаясь запомнить нужную информацию. Главный источник информации для тебя — учебник или тетрадь.
- Если ты относишься к типу «Б» — (тип «слышать»), старайся проговаривать то, что ты учишь в слух; попроси родителей или друга объяснить тебе непонятный материал. Главный источник информации для тебя — внимательное прослушивание учителя во время урока.
- Если ты относишься к типу «В» — тип («ощущать»), старайся не просто учить материал, а
каким-то образом работать с ним (самостоятельно составляй таблицы, схемы, записывай кратко главные мысли — веди конспект, работай с картамии т. д. ). Главный источник информации для тебя — твои собственные записи и все сделанное своими руками.
Но помни! Очень важно использовать все стороны восприятия информации, поэтому старайся развивать каждую из них!
II. К развитию памяти в основной школе предъявляется главное требование — умение произвольно ею управлять. Ученик должен уметь организовать процесс запоминания и воспроизведения,
Очень важно использовать многие и разные формы деятельности. Это могут быть:
- составление плана;
- подчеркивание важных слов в тексте;
- рисование, лепка;
- использование атласа;
- рассматривание фотографий или репродукций;
- работа на местности.
Например, выполняя домашнее задание по истории, подчеркни в учебнике карандашом самые важные слова или даты. Возьми атлас, найди на карте место, где происходили события, о которых говориться в учебнике. Сделай зарисовки.
Помогает в укреплении памяти следующее упражнение:
Перед сном, уже лежа в постели, постарайся точно вспомнить, что ты делал сегодня, скажем, между 16.30 — 17.00. Сосредоточься так, чтобы назвать даже самые мелкие подробности.
Это очень полезное упражнение, применяй его 2 раза в неделю.
Проведенные исследования показали, что часто мы лучше помним данный материал на следующий день, через 2 -3 дня после того, как его учили (без дополнительного повторения). Однако по истечению четырех дней помним его уже несколько хуже.
Совет. Выполняй задания в 2 этапа:
Первый этап — прочитать заданный текст, составить его план и заниматься другими уроками.
Второй этап — повторить по плану, а затем без плана.
Если хочешь закрепить в памяти то, что выучил сегодня, повтори материал 3–4 дня спустя, а затем еще раз — снова через 3–4 дня.
Вообще устные предметы, особенно нелюбимые, учи в 2–3 этапа.
Устраивай перерывы по 2–3 минуты при подготовке заданий по одному предмету и более продолжительные при переходе от одного предмета к другому. В этот перерыв лучше посидеть в тишине, просто посмотреть в окно или сделай несколько физических упражнений.
И еще один совет «Как запомнить самое сложное»
Применяется для запоминания наиболее важных и трудных заданий.
Особый путь зубрежки:
1. Повтори фразу, которую надо запомнить, про себя;
2. Подожди 1 секунду и повтори снова;
3. Подожди 2 секунды и повтори снова;
4. Подожди 4 секунды и повтори снова.
Ожидание — это особое состояние. Удержание информации в этом состоянии не дает ей выскочить, она связывается с другими понятиями в нашей голове.
5. Повтори фразу через 10 минут;
6. Для уверенного запоминания повтори через 2–3 часа;
7. При необходимости повтори через 1–2 месяца, через год.
III. Но каким бы типом памяти человек не обладал, он не сможет ничего запомнить, если не будет внимателен. Чем больше желание, заинтересованность в новых знаниях, тем лучше запоминается. Надо хотеть быть внимательным. Большинство ошибок делается именно
Упражнение «А»
Положи перед собой книжку с
Упражнение «Б»
Предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в
Упражнение «В»
Находясь в комнате, уставленной вещами, постарайтесь распределить свое внимание таким образом, чтобы видеть все предметы и все, что с ними происходит. Это упражнение направлено на развитие концентрации и распределения внимания.
IV. Мышление особенно нуждается в постоянном упражнении для развития. Существует много разнообразных упражнений для развития мышления. Это задания направленные, на умение сравнивать, на установление связи между понятиями и исключение лишнего,
Упражнения:
Упражнение «Цепочка»
1. Назвать последовательно 5 ассоциаций к слову «природа» так, чтобы получилось цепочка понятий.
2. Составить текст из пяти предложений, чтобы в состав каждого предложения входило одно из слов цепочки.
Упражнение «Обобщение»
1. Назови предметы, относящиеся к данному классу: белые и съедобные, зеленые и плавающие, синие и жидкие.
2. Назови, что может быть общего у следующих пар: жизнь и смерть, река и лужа, слон и фиалка, дерево и трава, игра и учеба.
Для развития мышления также полезно выполнять все задания по выстраиванию логической цепочки, по развитию творческого мышления, разгадывание кроссвордов и сканвордов и всех их разновидностей.
Блок № 2 «Учусь планировать»
Все вышеперечисленное будет полезным и успешным при условии, что ты умеешь планировать свою работу, организовывать свое время.
Основной критерий организации времени является план. Для того чтобы правильно спланировать свое собственное время, необходимо:
- 1. Хотеть планировать.
2. Уметь планировать или знать, как это сделать.
Если ты хочешь стать организованным человеком, который все всегда успевает сделать, то я расскажу тебе, как научиться планировать свой день.
Умение планировать
1. Ни в коем случае не планируй очень много дел на один день. С таким планом трудно справиться.
2. Планируй только ту работу, которую ты обязательно должен выполнить в определенный срок.
3. Планируй, если только можешь, с запасом. Это значит: планируй на 20 — 30% времени больше, чем нужно по твоим расчетам для выполнения, данного дела. Это очень важно, потому что работа человека в отличие от машины протекает с различным напряжением и в разном темпе, что мы не всегда можем предвидеть. План не должен быть напряженным.
4. Чтобы составить реальный план, постарайся точно себе представить:
- что ты должен выполнить в определенный день;
- с какой скоростью ты работаешь, выполняя задания по определенным предметам. Для этого надо в течение нескольких дней проверить, сколько времени уходит на подготовку разных предметов, а потом подсчитать среднее для каждого предмета.
5. Составляя план, смотри на себя не как на человека, которым бы ты хотел быть, а как на такого, каким ты бываешь ежедневно. Здесь важно правильно оценить себя.
6. Не забывай планировать не только работу, но и отдых.
7. Если тебе удалось выполнить план, запиши это на листке с планом. Если нет, то напиши причины, по которым тебе не удалось это сделать.
Хорошая организация рабочего времени связана не только со способностью составить план, но и с другими вопросами. Вот они:
- Умение, отказаться от
какого-либо дела. - Умение выполнять определенные дела в определенное время.
- Использование нужных методов и приемов в зависимости от характера работы.
- Необходимые внешние условия.
- Психологическая подготовка.
Рассмотрим каждое из них подробнее:
Отказ, от
Надо определить, какие дела для тебя очень важны, какие менее, а от каких в принципе можно отказаться.
Определенные дела в определенное время.
- попеременное выполнение умственной и физической работы способствует более быстрому выполнению как одной, так и другой работы. Соотношение умственной и физической работы должно быть 4:1 или 6:1;
- в большинстве случаев быстрее выполнишь задание, требующее мышления, в ранние часы, но при условии, что в предыдущий день ты внимательно и детально ознакомишься с его содержанием;
- Работу на запоминание в целом выполнишь быстрее вечером, если это будет последнее умственное дело уходящего дня. На следующий день текст следует повторить.
Помни: у большинства людей два пика работоспособности — с 9 до 12 и с 17 до 20 часов.
Методы работы
У каждого имеются свои эффективные методы. Узнай свои сильные и слабые стороны, используй эти знания на практике.
Необходимые внешние условия
- каждый предмет, необходимый для работы, должен иметь свое постоянное место;
- предметы, необходимые для данной работы, надо разместить «под рукой» перед началом работы. Поиск их во время работы приводит к потере времени и рассеиванию внимания;
- перерывы в работе следует использовать среди прочего для того, чтобы убрать на место предметы, которые больше не нужны и разложить те, которые потребуются потом;
- умственную работу ты выполнишь быстрее при хорошем доступе свежего воздуха и отсутствии шума.
Психологическая подготовка
- если сумеешь «преодолеть самого себя» и направить собственные мысли и чувства на то, чтобы сразу сделать то, что запланировано, ты выиграл;
- попробуй начинать с того предмета, который легче тебе дается, которым ты больше интересуешься.
Работу ты выполнишь в несколько раз быстрее тогда, когда заинтересован ею.
Желаю успехов!
Надеюсь, что эти рекомендации будут способствовать достижению твоей цели и быть успешным в учебе.
Журнал «Мастер класса» № 2 2011
Источник: СК ИПК ППК
- 14463 просмотра