Родной очаг
Кузурман Л.В. воспитатель областной школы-интернат для детей-сирот
Реквизиты:
Левая часть сцены. Изображение избы; иллюстрации с изображением печи, каравая, видов изб; балалайка, ложки, трещотка (на стене); лавка с подзорами, изображение печи; стол, скатерти вышитые, крынки, утюги, ухваты, кочерга, чугунок, самовар, дорожки самотканные, подушечки кружевные; гребень, рубель; иконы на фоне вышитого полотенца.
Правая часть сцены. Круглый стол с казахским орнаментом, казахская посуда, сундук, ковёр, решётки юрты (в углу), на них ковёр, ленты, шкурка лисы, домбра; виды казахских узоров на стенах, изображение видов юрт; надпись:
- «Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего.
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего».
Используются национальные костюмы казахского и русского народов.
Музыкальное оформление: зарисовка «Русский напев», «Степь» Курмангазы, коллекция из караоке: «В низенькой светёлке», «Под крышей дома своего».
Видеозапись: виды уголков природы (степь, озёра, леса, горы, луг).
Заранее проводится экскурсия в краеведческий музей.
Тема: «Жилище»
Ведущий 1:
— Здравствуйте, дорогие друзья! Все мы знаем, что 2003 год был объявлен годом Казахстана в России. И чем дальше во времени отодвигается от нас тот торжественный момент, когда в Москве два президента, Казахстана и России, объявили год Казахстана в России, тем яснее становится, что тема дружбы и согласия поистине неисчерпаема. Подтверждением тому служит факт, что 2004 год объявлен годом Казахстана в России. В наших странах, особенно в приграничье, люди прекрасно знают друг о друге, с удовольствием отмечают общие праздники, ездят в гости друг к другу.
Ведущий 2:
Да, ребята, Казахстан — это наша Родина, наш общий дом. Но у каждого человека есть и свой дом. Он может быть маленьким или большим, просторным или тесным, но это ваш дом. И когда у Вас будет свой дом, научитесь любить его.
Музыка «В низенькой светёлке».
Ведущий 2: Посмотрите на свой дом. Действительно ли Вам нравится в нём жить? Тепло ли Вам? Уютно ли? Пусть загорается в нём свет тепла, здоровья, счастья и взаимопонимания.
— Ну, с чего же всё начиналось?
Русский человек заходил в избу, а казах — в юрту.
Давайте потихоньку заглянем в крестьянскую избу. Посмотрите, ребята, все жилища, а в частности изба, представляют собой соединение трёх космических сил. Вы спросите, что это за силы?
— Небо
— Внутренний мир
— Земля.
Окна — это глаза. Образ коня на крыше — это солнце, символ света и тепла.
Итак, возьмёмся за ручку двери и откроем избу.
Ведущий 1: — Но, подождите, нам сейчас очень пригодятся Ваши воспоминания об экскурсии. Готовы?
Галя (девушка в национальном русском костюме с поклоном): — Милости просим, люди добрые!
Как известно, в крестьянской избе всего одна комната. А главное место занимает у нас печь — добродетель матушка.
Вопрос: Почему печь называют добродетель — матушка?
Дети: Обогревает, кормит, усыпляет — это добро.
Ведущий 2: Ребята, печь — это
Ребята: Еда в печи томилась,
Галя: В современном обществе я видела много приборов: миксеры, тостеры, микроволновые печи. А что стоит возле моей печи?
Дети: Ухват, лопата, кочерга.
Показ посуды.
Галя: Мой любимый чугунок, какие щи в нём томятся. А этот кувшинчик я сама расписала; что видела за окном, то и нарисовала. У меня ещё есть много крынок, они со сметаной и маслом в погребах стоят.
Лиза: Когда гости приходили, они проходили к священному месту.
Ведущий 1: Вопрос: что это за место и что в нём можно увидеть?
Дети: Здесь были лики святых, которым поклонялись крестьяне. Образа были украшены цветами и вышитым полотенцем, и висела лампадка. (Лиза показывает).
Ведущий 1: Кого ещё усаживали у священного места, это было как благословение в торжественный день?
Ребята: Жениха и невесту благословляли на счастливую, крепкую жизнь, усаживая близ " красного угла».
Посмотрите, ребята, вокруг стоят деревянные лавки, стол, стены в избе тоже из дерева.
Ведущий 2: Дерево на протяжении всей жизни сопровождало человека — это верный спутник человека. Дерево очень долго обрабатывалось и готовилось хозяином заранее. (Идёт демонстрация экспонатов из музея: лопата, гребень, рубель.)
Звучит «Русский напев». Девушки вышивают.
Денис: С радостью приглашаю Вас в юрту.
Только что я вместе с друзьями, родственниками поставили юрту. В начале установили кереге, плотно связав их, чтобы эти стены не упали, а потом подняли шанырак.
Ведущий 2: Итак, что обозначает слово «шанырак»?
Дети: Это верхняя часть юрты, обозначает «дом», «очаг», «семья». Сделан шанырак из дерева и устанавливается в центре юрты.
Ведущий 2: Основная часть юрты, шанырак, передавался от отца к сыну.
Денис: Сейчас холодает, мы обтянули юрту тёплым войлоком — киизом. Ну, что ж, хочу показать Вам свою юрту изнутри. Добро пожаловать!.
Люба, девушка в национальной казахской одежде: Проходите, гости, в нашу юрту. Посмотрите, в юрте на стенах висят ковры — тускиизы. А на полу, чтобы не было холодно, лежат текемет и алаша — дорожки ручной работы. В юрте справа женская половина, слева мужская. Так уж заведено предками.
Ведущий 1: Вспомните, ребята, что находится в женской половине юрты?
Дети: Одежда, украшения, посуда.
Люба: Какая посуда мне нужна будет для встречи гостей?
Дети:
посуда для молока;
кесе — пиала;
ожау — поварёшка;
деревянная чашка.
большое блюдо.
Ведущий 2: Посмотрите, вся посуда была деревянная. Почему?
Дети: Потому что дерево было дешёвым и доступным материалом и при частых переездах не разбивалось.
Ведущий 1: Кесе или пиала. Форма открытая, удобная. Чем же удобна форма?
Дети: Горячие напитки при такой обширной площади быстрее охлаждаются — знания из физики. Я пила из пиалы, действительно очень удобная форма посуды.
Ведущий 2: Какой у Вас красивый сундук!
Надя: Сундук с одеялами и подушками — абдыра. Он украшен узорами. (Название казахских узоров).
Посуда, одежда, ковры, украшения…
Какой основной узор мы используем в оформлении этих предметов?
Дети: Узор «бараний рог» — это изображение рогов барана.
Ведущий 1: Ещё использовались орнаменты, которые напоминали:
— бутон цветка
— крыло птицы
— бабочку
— копыто
— кость
— горбы верблюда.
Денис: А какой джигит с малых лет не мечтает об охоте!
Ребята: А в музее мы видели большого беркута, обучённого охоте на животных. Беркут жил в юрте вместе с людьми.
Ведущий 2: Экскурсия представила нам огромную коллекцию уникальных предметов мужской половины — мужской части юрты. Что это за предметы?
Дети: камча (плеть)
обувь — (етык — сапог)
масі — женская обувь, женская одежда — камзолы, шапан — халат, кожаные изделия; пояса, куйлек — рубашка, сумки.
Люба: Шай дайын (чай готов).
Галя: А вот и стол наш накрыт, просим к столу.
Лиза: Так протянем же руки дружбы и сядем все за общий стол.
Люба: Цвети Земля,
- Живи страна,
И люди улыбнитесь!
Дети берутся за руки, выносят каравай, конфеты, баурсаки. Музыка «Под крышей дома твоего» (исполняется песня).
Люба: Пусть наша чашка чая усиливает дух народов, смягчает сердце, удалит усталость, пробудит мысль, и широко распахнутся два крыла нашей дружбы!
- 13300 просмотров