Русский «модерн» в Петропавловске
Широко известно высказывание, что «архитектура — это застывшая музыка». Энциклопедии объясняют сухо и конкретно, что «архитектура — это искусство проектировать и строить объекты для жизни и деятельности человека». Такое вот соединение материального и духовного — Польза, Прочность, Красота.
История архитектуры насчитывает несколько тысячелетий, но
Ампир (от французского empire — империя) — стиль в архитектуре трёх первых десятилетий 19 века. Он завершал классицизм, ориентировался на образцы античного искусства. Нарочито парадные интерьеры и экстерьеры, характерны для эпохи императора Наполеона. Через сто лет он ещё раз повторился в России в так назывемом «сталинском ампире». И вот пример такой архитектуры в родных пенатах.
В 1956 году в районе
По будням пионеры ходили во Дворец за книгами в библиотеку (очень, кстати, приличную), в спортивные секции и художественные кружки. А в воскресенье, зажав в кулачке гривенник на билет и двугривенный на мороженое в стаканчике, шли на дневной киносеанс. «Айда в кино, ребята!» — известный призыв
Как писали
Петропавловск в нагорной части застраивался на рубеже 19–20 веков. В каком стиле? В городских альбомах и справочниках часто встречается такое клише: «
В этом году ЮНЕСКО широко отмечает памятные даты, связанные с творчеством представителей модерна, который в своё время получил широкое распространение в Америке и Европе (Испания, Бельгия, Шотландия, Австрия, Россия).
Антонио Гауди (1852—1926 г.г., Испания) называют гениальным дизайнером архитектурных форм, а его проекты — храмами прогресса, оперидившими своё время.
Шехтель Фёдор Осипович (1859—1926 г.г.) спроектировал около 200 зданий в России. Среди них — Ярославский вокзал (1902 г.), особняк П. Рябушинского (1900 г.), в котором после возвращения с Капри жил пролетарский писатель М. Горький.
И ещё одна фамилия, наверняка, знакомая петропавловцам — Зенков. Андрей Павлович Зенков (1863—1936 г.г.).
Все эти трое выше поименованные — представители одного поколения и одного архитектурного направления — модерн.
Думается, что наш земляк входит в историческую элиту своего времени совсем не случайно.
Фамилия Зенковых — это наша местная достопримечательность и историческая династия. Всё началось с прапрадеда Фёдора Ивановича Зенкова, тобольского крестьянина, переселившегося в начале 19 века в Петропавловск и избранного в 1824 году первым старостой (городским головой) города. В 1832 году он получил звание Почтный гражданин города за заслуги в развитии Петропавловска и добросовестное несение государевой службы.
Потомки Фёдора Зенкова продолжили семейный бизнес — кожевенные и клееваренные заводы, склады и магазины. Продолжили они и попечительство учебных заведений, достроили Васильевскую (Зенковскую) церковь, рядом с Базарной площадью. И тоже были Почётными гражданами Петропавловска.
Павел Матвеевич (1831—1915 г.г.), правнук Фёдора Зенкова, купца
Здания, сооружённые по проектам
К чести алматинцев, они помнят
Юрий Домбровский в романе «Хранитель древностей» пишет: «Страшнейшее землетрясение было. Земля развалилась, горы разошлись. А что зенковское было, то так и осталось стоять. Даже стёкла не вылетели…» (автор пишет о землетрасении 1911 года).
Государственный список памятников истории и культуры республиканского значения (от 21 марта 2008 года, с изменениями от 3 июля 2010 года) — документ, включающий перечень из 218 наименований, представляет все области Республики Казахстан и обе столицы. В списке г. Алматы, включающем около 20 домостроений, все архитектурные памятники, построенные до 1917 года, так или иначе связаны с именем
Так уж сложилось, что среди местных краеведов у нас в городе не было профессиональных архитекторов, а среди последних никто не увлекался краведением. Очень жаль. Поэтому, вероятно, в списках памятников архитектуры нет имён зодчих старого города. Вот и здание музея изобразительных искусств (бывший дом купца Юзефовича) 1909 года из списков памятников республиканского значения успело уже отметить своё столетие. Как водится, вспомнили его бывшего владельца Алексея Юзефовича, его называли то лесоторговцем, то лесопромышленником, но обязательно — меломаном. Можно было бы добавить — меломан и эстет с большими деньгами и хорошим чувством стиля.
В альбоме «История Петропавловска в фотографиях архитектурных памятников» (
Зенков… А почему бы и нет? Такой вот
А как Андрей Павлович Зенков, с
В южной столице сохранилась могила
А помнит ли Петропавловск Зенковых? Трудно ответить ни улиц, ни скверов, ни памятных досок за верное служение родному городу
И ещё. В списке памятников республиканского значения есть один, дорогой всем читателям Петропавловска, памятник архитектуры. Речь идёт о «Доме невесты». Известно, что «городская легенда о любви и возлюбленных» (так иногда называют этот дом) находится в частных руках и гибнет на глазах всего города. А ведь это образец архитектуры 18 века — точная копия одного из дворцов музея — заповедника России (у красавицы — невесты был хороший вкус!). В городских СМИ это безобразие называют «варварство местного масштаба». А разве нет? Поучиться бы нам у южностоличных граждан любви к родному краю. Или мы
Надежда Кириллова, краевед
Источник: Мой Петропавловск
- 10722 просмотра