Синтез прошлого и будущего — прочная основа развития современного казахстанского образования
Жусупбекова Казина Абдрахмановна преподаватель истории и обществоведения, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Ленинградский сельскохозяйственный колледж». Северо-Казахстанская область, Акжарский район, с.Ленинградское |
«Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно |
Устойчивое развитие цивилизации не может быть достигнуто без опоры на образование, которое в 21 веке становится глобальным. Образование занимает особое место среди главных национальных приоритетов Республики Казахстан. Глобальный проект «Интеллектуальная нация — 2020» ставит перед народом стратегическую цель формирования в обществе национального ядра, обладающего высоким интеллектуальным уровнем, информационной мобильностью, креативностью и умением повести за собой нацию. Для того, чтобы достичь этой цели, интегрироваться в мировую образовательную систему, нашей стране необходимо повышать качество подготовки специалистов до уровня развитых стран. В процессе развития образовательной системы важное значение имеет использование своего потенциала для эффективной организации образования, консолидации казахстанского общества, сохранения и возрождения единого национального социокультурного пространства.
Поиск в системе образования приобрел особенную четкую направленность после провозглашения государственного суверенитета Республики Казахстан стать частью общего потока казахстанских реформ, которые продолжаются до сегодняшнего дня.
Развитие системы образования можно разделить на несколько периодов, каждый из которых характеризуется своими особенностями. Для первого периода (1991-1994 гг.), после обретения независимости Республики Казахстан, актуальной задачей стало формирование законодательной базы, соответствующей изменившимся условиям.
Основным законодательным актом, регулирующим образовательную деятельность, стал Закон Республики Казахстан «Об образовании» (1992 г.).
Трудности экономических и социальных преобразований сделали особенно актуальным пересмотр концептуально-программных подходов к системе образования, конкретизацию путей и направлений преобразований на основе принятой законодательной базы. Были выработаны основные приоритетные направления по реформированию системы образования:
- совершенствование финансирования образования, т. е. расширение их финансовой и хозяйственной самостоятельности, использование дополнительных источников финансирования;
- равномерное развитие системы образования в регионе с учетом как местных, так и республиканских интересов;
- создание эффективной системы управления образованием на республиканском и региональном уровнях;
- совершенствование и обновление образовательных процессов — усиление практической значимости приобретаемых знаний и навыков;
- обеспечение интеграции в международное образовательное пространство, приближение национального уровня образования к международным стандартам;
- создание эффективной правовой базы системы образования.
Данные приоритетные направления реформирования способствовали сохранению доступного уровня образования Казахстана, а в дальнейшем дали возможность нашим стандартам постепенно приблизиться к международному уровню. В то же время, в обозначенный период в системе образования имели место отрицательные тенденции, что явилось следствием тех социально-экономических проблем, с которыми столкнулось государство. Переход от командно-административной системы к регулирующим функциям в условиях рынка был осложнен недостаточностью финансовых возможностей республиканского и местного бюджета. Политика оптимизации привела практически к разрушению системы дошкольного образования, к массовой ликвидации детских дошкольных учреждений. В критической ситуации оказались средние общеобразовательные школы, особенно сельские, многие из которых, в том числе и малокомплектные, закрылись. Начавшийся отток учителей в сферу бизнеса и предпринимательства негативно сказался на уровне и качестве среднего общего образования.
В условиях остаточного финансирования была деформирована система профессионального образования и подготовка кадров. На грани ликвидации оказались профессиональные школы, отсутствие инвестиций сказалось и на среднем профессиональном образовании. Фактически прекратилось воспроизводство квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Однако, начиная со второго периода (1995-1999 гг.) в казахстанской системе образования отмечаются положительные сдвиги, обусловленные развитием процессов демократизации и экономических преобразований. Эти преобразования нашли свое нормативно-правовое оформление в Законе «Об образовании» от 07 июня 1999 года.
Третий этап (1999-2000 гг.) — децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования. Важным этапом в реформировании системы образования стал четвертый период (2001-2010 гг.). Была разработана Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы приоритеты образовательной политики были нацелены на поиски оптимальных путей адаптации системы высшего образования к условиям рыночной экономики. Программа реализовывалась в два этапа: первый этап — 2005-2007 годы, второй этап — 2008-2010 годы. Программой выполнялись следующие основные направления развития: переход на 12-летнее среднее общее образование; создание системы технического и профессионального образования; обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров; создание национальной системы оценки качества образования. Структура казахстанской системы была приведена в соответствие с критериями классификации образовательных программ Международной стандартной классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО.
В 2010 году была принята двухэтапная государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы. Первый этап госпрограммы рассчитан на 2011 — 2015 годы, второй — на 2016 — 2020 годы. Общий объем финансирования первого этапа составит более 461 миллиарда тенге (миллиарда долларов). Программа предусматривает разработку и введение новой дифференцированной системы оплаты труда с учетом специфики педагогической деятельности. В планах — объединить программы школьного и вузовского образования, а также высшего образования, науки и производства. Кроме этого, в системе вузов вводится градация: исследовательские национальные университеты, национальные университеты, исследовательские университеты, институты, и академии.
Таким образом, за период независимости Республики Казахстан в стране был сделан большой шаг по реформированию образовательной системы.[3.стр.15]
Развитие образования — это национальная проблема, от успешности решения которой во многом зависят результаты проводимых сегодня во всем мире реформ. Общество нуждается в национальной идее — своеобразной идеологической основе для повседневной жизни и развития. Она состоит из четырех компонентов: национального единства, конкурентоспособной экономики, интеллектуального созидающего общества, построение уважаемого во всем мире государства.
Ключевыми вопросами в содержании образования нашей страны являются опора на национальные и общечеловеческие ценности, формирование системного миропонимания и мышления. Благодаря этому, средствами образования мы способствуем решению общенациональных целей и интересов Казахстана: укрепление социальной стабильности и политической толерантности, развитие национального самосознания, гармонизация межэтнических отношений, формирование казахстанского патриотизма, духовное возрождение.
Методологической основой национальной модели образования должны служить приоритетность национально-культурных ценностей: развитие государственного языка, национального менталитета, истории отечества, духовно-нравственных ценностей, национальной культуры, национальных традиций и обычаев.[6.стр.11]
Основными принципами глобального казахстанского образования являются ориентация на развитие личности, активизация познавательной деятельности, поиск эффективных технологий.
Приоритетными технологиями глобального обучения являются технологии, способствующие развитию критического мыщления, технология сотрудничества, целостно-коммуникативный подход к обучению, модульная технология, технология проблемно-познавательных тем.
Современные образовательные технологии позволяют сделать качественно новым содержание образование. Современному обществу очень нужны компетентные специалисты, активные граждане, способные принимать решения, имеющие собственное мнение, любящие свою страну. Образно говоря, нам нужны не столько «трудолюбивые пчелы», сколько оригинально мыслящие специалисты. Определенная роль здесь принадлежит истории. Выполнить эту задачу мне позволяет применение элементов различных педагогических технологий: проектного и проблемного обучения, развития критического мышления, ИКТ.
Для активизации мыслительной деятельности я постоянно включаю на уроках обществознания и истории Казахстана проблемное изложение и поисковую беседу. Применяя технологию критического мышления (мозговой штурм, составление кластера, стратегия Инсерт), использую прием «тонких» и «толстых» вопросов для организации работы с текстом. Учащиеся легко и с интересом усваивают новый материал. Использование ИКТ в учебном процессе также способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие и память. Знания, добытые путем умственных усилий, путем поиска и размышления противоречий не только становятся интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом.
Рассматривая проблему тенденций развития образования Республики Казахстан, целесообразно учитывать также современные концепции образования, которые подчеркивают, что главной целью образования сегодня видится формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в ее созидание и сотворение.[7.стр.3]
Образование по существу представляет собой проблему национальной безопасности. Выполняя интегрирующую, культурообразующую миссию, оно выполняет свое высшее предназначение — способствует духовному единению и взаимопониманию людей в полиэтническом, многоконфессиональном государстве Казахстан.
Перспективные идеи в сфере образовательной политики позволяют создать концептуальную базу долгосрочной казахстанской стратегии развития системы обучения и воспитания молодежи. Реализация основных принципов национального образования в республике позволит существенно повысить уровень подготовки специалистов, будет способствовать укреплению единства народа Казахстана, казахстанской государственности.
Для этого у нашей страны немало возможностей, за время своей независимости достигшей колоссальных успехов в своем успешном прогрессивном развитии на благо каждого человека и всего народа.
Список литературы
1. Н. Назарбаев «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» «Казахстанская правда». 2018г.
2. Дауталиева Р. Конкурентноспособность специалиста — успех в профессиональной и личностной сферах Образование.- 2010 — № 5(53). — С.59-61.
3. Развитие образования в Казахстане. Образовательный сайт Казахстана 2009-2018гг.
4. Н. Назарбаев Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» «Казахстанская правда» 5 октября 2018г.
5. Г. К. Балахметова Этапы становления системы образования Республики Казахстан «Вестник КазНПУ» Алматы, 2011
6. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года // Педагогический вестник. — 2003. — № 12.
7. Ныязбекова К. С. Развитие системы образования в Казахстане
- 8984 просмотра