Система правления в Казахском ханстве
Цветкова С.В. учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области |
Урок по истории Казахстана 7 класс
Цель: знакомство с системой правления в Казахском ханстве.
Задачи:
- показать систему правления и социальную структуру общества в Казахском ханстве
- формировать образовательную и коммуникативную компетенции
- прививать интерес к истории края.
Опрос: Возможно любое из трех заданий либо по уровням.
Тест «Казахское ханство»
1. Ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств:
2. С именами ханов Джанибека и Керея связано:
3. Правитель Могулистана
4. Первостепенной задачей Казахского ханства в конце XV- начале XVI вв. было подчинение расположенные вдоль караванных путей:
5. Главной причиной войн между казахскими ханами и Шайбанидами за регион Сырдарьи является:
Тест
1. Ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств:
а) ханства Абулхаимра и Могулистана б) Ногайской Орды и Ак Орды в) Могулистана и Ногайской Орды г) Ак Орды и государство Тимуридов
2. С именами ханов Джанибека и Керея связано:
а) борьба с джунгарами б) восстановление власти Шайбанидов в) установление дипломатических контактов с Россией г) основание Казахского ханства
3. Правитель Могулистана
а) разбить Китай б) обеспечить безопасность своих границ в) вести борьбу с золотоордынцами г) захватить новые земли
4. Первостепенной задачей Казахского ханства в конце XV- начале XVI вв. было подчинить расположенные вдоль караванных путей:
а) Чуйские города б) кочевые племена в) присырдарьинские города г) торговые центры
5. Главной причиной войн между казахскими ханами и Шайбанидами за регион Сырдарьи является:
а) борьба за города и зимние пастбища б) борьба за власть в Мавераннахре в) утверждение своего влияния на кочевые племена г) борьба за водопои
6. В начале XVI в. с укреплением Казахского ханства шайбаниды с частью
а) Семиречье б) Месопотамию в) Мавераннахр г) Западный Казахстан
7. Главное направление внешней политики хана Касыма — борьба за присоединение:
а) Присырдарьинских городов б) Центрального Казахстана в) Западного Казахстана г) Семиречья
8. После смерти хана Касыма Казахское государство:
а) расширило свои границы б) достигло наибольшего могущества в) вело войну с Русским княжеством г) переживало политический кризис
9. В XVI в. Хакназар расширяя границы Казахского ханства на запад, присоединил большинство племен:
а) Могулистана б) государства шайбанидов в) государства тимуридов г) Ногайской Орды
10. Распад Ногайской Орды придвинуло к границе Казахского ханства:
а) Русское государство б) Сибирское ханство в) Могульское ханство г) Золотую Орду
11. Используя распри среднеазиатских государств, Хакназар заключил с Бухарским ханом:
а) перемирие б) «клятвенный союз» в) «военный союз» г) «торговый договор»
12. Полтора вековая война между казахами и узбеками закончилась присоединением присырдарьинского региона и города Ташкента в состав:
а) Бухарского ханства б) Казахского ханства в) Хивинского ханства г) Кокандского ханства
О ком идет речь?
1. Он — внук Жанибека. Не пользовался большим влиянием, но отличался жестокостью. В 1524 году разорвал союз с ханом Могулистана Султан Саидом. А остаток жизни провел среди кыргызов.
2. Это было сложное время. Хану приходилось вести войну на два фронта — за присырдарьинские города и на
3.Он — правнук
4.В 1513 году взял под контроль самый южный город — Сайрам. Его признали ногайцы. Московское государство при Василии III вступило в дипломатические связи с Казахским ханством. Сведения о Казахском ханстве распространились до Европы.
5.Он — потомок Джанибека, сын Касыма. Ему удалось отстоять земли на востоке и юге Семиречья в борьбе с ойратами и могольскими правителями, установить союзнические отношения с узбекским ханом Абдиллахом. Народом прозван был «справедливым ханом».
6.Он — сын Шигая. Одним из первых отправил посольство в Москву. После смерти узбекского хана Абдиллаха овладел Ташкентом, Туркестаном, Самаркандом. Дойдя до Бухары, был тяжело ранен и в том же году скончался.
7. Этот правитель вошел в историю Казахского ханства как «собиратель казахских земель». При нем численность населения составляла один миллион человек. Назовите его имя.
8. При нем в районе Каракума собрался первый курултай с целью организации общеказахского ополчения против джунгар. Его наследник султан Кайып не смог сохранить единство трех жузов. О каком хане идет речь?
9. После гибели Барака, хана Ак Орды, на ханство был избран Абулхаир. Казахские племена, не желавшие ему подчиняться, откочевали в Жетысу. Возглавил их сын Барака, став одним из основателей Казахского ханства. Кто он?
План изучения темы
- Система управления
- Казахский хан
- Социальный состав Казахского ханства
1. Рассмотрим систему правления Казахского ханства.
Ученики читают текст на с.168–169, запоминают название территориальных единиц и их правителей. Получив таблицу, без помощи учебника заполняют ее. Таблица заполняется снизу вверх. Слева столбик для
(См. Приложение)
Система правления в Казахском ханстве (таблица)
2. Познакомимся с ханом и его функциями.
Работа с текстом учебника. (возможно сообщение ученика по данной теме или фрагмент фильма)
Обсуждение.
3. Рассмотрим социальный состав Казахского ханства.
Нам понадобится словарик. (На каждую парту или на каждого ученика).
Словарь
- Кожэ — потомки первых проповедников ислама в Казахстане.
Бии — люди знатного происхождения, своим возвышением обязаны великолепному знанию жизни.
Батыры — профессиональный воин.
Карачу — свободный кочевник, обладающий имуществом.
Кулы (рабы) — самая бесправная часть населения.
Баи — самые богатые люди в обществе. Все, кто имеет много имущества: скот, много домов в городах, т.д.
Шаруа — люди, имеющие скот и имущество.
Жалнияз — люди, которые в силу сложившихся обстоятельств, потеряли все и вынуждены работать на хозяйство своих сородичей за небольшую плату (12 овец в год).
Консы — люди, работавшие за еду, кров, одежду на своих богатых родственников.
Балгуши — люди, потерявшие связь с родом.
Закрепление. Игра.
Ученик выбирает № вопроса. За правильный ответ жетон. Набравший большее число жетонов — победитель.
- Что такое «Жеты Жаргы»?
- Кто играл главную роль в управлении государством при хане Тауке?
- Как называли свободного кочевника из
кара-суек , обладавшего имуществом? - Годы правления хана Тауке?
- Что такое кун?
- С какого возраста наступала ответственность в Казахском ханстве?
- Как А.Лёвшин характеризовал хана Тауке?
- На каких биев опирался хан Тауке при составлении свода законов?
- Что означает
ак-суек ,кара-суек ? - От кого исходила наибольшая опасность при хане Тауке?
- Главное требование к участнику народного собрания?
- Что такое курултай?
- Как народ называл Тауке и почему?
- Что такое
ата-аймак ? - Кто возглавлял улус?
- Что включал в себя арыс и кто им управлял?
- Почему новый хан раздавал все свое имущество?
- Каковы функции хана?
Подведение итогов.
Рефлексия
Домашнее задание
- 28521 просмотр