Слово, как смысловое явление
Трехлеб Ольга Юрьевна воспитатель второй квалификационной категории ГККП ясли/сад «Малыш», г. Петропавловск |
Конспект организованной учебной деятельности.
Старшая группа
Образовательная область: Коммуникация
Раздел: Развитие речи
Програмное содержание: Учить понимать смысл и значение слов; закрепить знания о многозначных, обобщающих словах; совершенствовать знания о словах обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета; упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать интерес и внимание к слову, умение проявлять сдержанность, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: Схемы, обозначающие предмет, признак, действие предмета; предметные картинки; мяч, иллюстрации многозначных слов; черный и белый листы бумаги. Картинки, обозначающие животных птиц человека насекомых и их жилища.
Ход занятия:
Психогимнастика «Солнышко»
Воспитатель:
- Возьмемся за руки друзья,
Друг другу улыбнемся!
И пожелаем всем добра
И скажем: Здравствуй солнце!
Воспитатель: Приглашаю вас в чудесную страну слов. Путешествие будет долгим и трудным и нам необходимо подготовиться.
Вопросы: Из чего состоит наша речь? Что такое слово?
Воспитатель: Слов в русской речи великое множество, но называют они не только предметы, но и всё, что угодно. Посмотрите на схемы, что обозначают слова? (Приложение В, схемы 1, 2, 3).
Где можно найти слова?
Предлагает поиграть в д\и «Слово на ладошке».[1]
Воспитатель:
- Я слова найду везде и на небе и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда сыграем в слово!
Дети называют слова, обозначающие действие предмета, признак предмета, предмет.
Воспитатель: Я приготовила для вас корзинку с картинками. Разложите их под схемой, пусть каждый назовёт получившееся слово.
Воспитатель: Молодцы, к путешествию готовы. Закройте глаза и волшебный ветерок перенесёт вас в чудесную страну слов, как только он коснётся вас, можете открыть глаза.
(Звучит музыка)
Перед нами чудесная страна слов, чтобы не заблудиться в пути дорогу покажут стрелки указатели.
(Дети двигаются в указанном направлении)
Воспитатель: В стране слов можно встретить слова похожие по звучанию. Какие это слова? Предлагаю поиграть в игру «Подбери рифму»[2]
Воспитатель: Чем похожи эти слова?
Воспитатель: Слова похожие по звучанию называют рифмованными словами. Чтобы вы не забыли о них, запишем это с помощью схемы (Приложение, А, 1).
Ну, а мы продолжаем путешествие, куда же ведет нас стрелочка?
Воспитатель: В стране слов живут слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Послушайте стихотворение об этих словах: [3]
- Различен смысл слов, но всё же,
Как близнецы они похожи:
На стройке кран груз поднимает,
Из крана воду набирают,
Очки ношу я на носу,
Очки команде приношу,
Иголку я найду на ёлке,
И дырку я зашью иголкой,
На плитке приготовлю кашу,
И плиткой в ванне пол украшу.
Вопросы: Какие одинаковые по звучанию слова вы услышали? Какие предметы они обозначают одинаковые или разные?
Д\и «Найди слово одинаковое по звучанию» [2]
Дети выбирают картинки, находят слова.
Воспитатель: Какое слово у вас? А у вас?
Воспитатель: Молодцы! Вот вы и убедились, что слова могут звучать одинаково, а обозначают разные предметы. Эти слова называются многозначными. Запишем о них с помощью схемы (Приложение, А, 2).
Воспитатель: Посмотрите на указатель, куда ведет стрелочка?
Рассмотрите картинки. Назови кто это? (индивидуально)
Где они живут? Как одним словом можно называть дом, берлогу, улей, гнездо, будку?
Воспитатель: Вот видите, слова могут звучать
Воспитатель: Продолжаем путь, посмотрим на указатель
Воспитатель обращает внимание детей на лист черной и белой бумаги.
Что это? Какого цвета? Что это может означать?
Воспитатель: Мы встретили слова противоположные по значению. Назовём их.
Слова противоположные по значению называют антонимами.
Д\и «Наоборот» [4]
Как незабыть о словах с противоположным значением?
Дети записывают о словах антонимах схемы (Приложение, А, 4).
Воспитатель: Ну, что нам пора возвращаться, закройте глаза и волшебный ветерок перенесёт нас в детский сад.
(Звучит музыка)
Воспитатель: Понравилось вам в стране слов? (Обращает внимание детей на схемы Приложение, А). С какими словами повстречались? Кому хотите о них рассказать?
Литература
Н. В. Пикулева сборник детских песен «Слово на ладошке».Г. А. Тумакова «Ознакомление дошкольников со звучащим словом».- Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учереждений «Ребенок в детском саду» № 3, 2009 год, стр. 24.
- Научно популярное издание «Развивающие игры для детей от 5 до 7 лет» ООО Издательство «Эксмо»,2009.
- 6996 просмотров