9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Современные педагогические технологии в области хореографии

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Салбилекова Гульназ Алтынгаликызы, магистрант, факультет: народного художественного творчества, кафедра хореографии. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Салбилекова Гульназ Алтынгаликызы

В нынешнее время заинтересовать ребенка чем-либо очень трудно. С развитием техники, интернета, они все больше и больше отдаляются от реального мира. И для того, чтобы развить у них творческого потенциала, формировать устойчивой положительной мотивацией к занятиям хореографии и для достижения высокого творческого результата педагог должен на занятиях использовать различные методы и технологии.

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом и конкурентном мире. Занятия хореографическим искусством во внеурочное время обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, а так же способствует созданию «ситуацию успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создают условия для социально значимой деятельности и проявления активности.

Хореография несет в себе огромный потенциал для творческого развития ребенка. Анализирую продуктивное творчество обучающихся, можно судить о качествах ученика, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Таким образом, танцевальная деятельность способна оказать преобразующее влияние на формирование сознание ребенка.

Современные педагогические технология — это нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Целью использование педагогических технологии является повысить способность педагога к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов, методов и приемов в решения педагогических задач. Например, в традиционных казахских танцах воссоздаются — национальный дух казахского народа, его гордость, достоинство. Казахское искусство очень богато многочисленными танцами, в которых отражаются военский дух, доблесть, различные национальные традиции и обычаи, обряды, культура народа. И все это, несомненно, способствует всестороннему воспитанию личности, дает хорошое представление о культуре и о жизни казахского народа. Но, возникает вопрос, какими способами или с использованием каких педагогических технологии можно передать это все подрастающиму поколению, заинтересовать их в изучении истории народа.

Ведь искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения школьника в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Конкретно в искусстве ученик развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, сформировывает свою особенность и уникальность.

На уроках хореографии главная роль по воспитанию учащихся отводится, как правило, педагогу. В связи с этим, на занятиях хореографии педагог — хореограф в своей деятельности может использовать авторские и экспериментальные подходы, а так же должен обладать следующими профессиональными компетенциами:

умением соединять знания педагогики и психологии с повседневной практической и танцевальной деятельностью;
знанием основ теории обучения, воспитания и овладения культурной педагогических отношений;
умением самостоятельно разрешать возникшие профессиональные педагогические задачи и проблемы;
способностью к критическому самоанализу собственной творческой деятельности, анализу деятельности коллег на основе современных научно-педагогических идей;
ярко выраженной потребностью в педагогическом самообразовании, профессиональном и личностном самосовершенствовании;
рациональным и целенаправленным использованием новых научных разработок и технологии;
навыками научно — исследовательской практической деятельности, хорошо знать испольнение танцевальных движении, терминологию;
целенаправленным поиском новых эффективных методов обучения и воспитания, и других компонентов педагогического процесса.

Педагог — хореограф должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

Образования в современных условиях нацелено на создание условий для самоопределения и самореализации личности, на достижение школьниками конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков, обобщенных способов деятельности социально гражданских компетенций. Историческое образование становится все более личностно и практико-ориентированным с приоритетом использования различных форм деятельности. Степень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания.

Компетентный подход в обучении состоится в том, что бы не увеличить объем информированности человека, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Переоценка приоритетных целей образования состоит в том, что его результаты признаются значимыми не только как показатель успешности учебного процесса, но и как инструмент успешной деятельности за пределами системы образования. Для достижение таких результатов используются педагогические технологии, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной (учебной) личной и общественной жизни.

Предлагаю свой авторский комплекс педагогических технологии для достижения новых образовательных результатов в области хореографии:

  • информационная технология;
  • игровая технология;
  • соревновательная технология;
  • обучения в сотрудничестве;
  • проектная технология;
  • технология «са-фи-дансе»
  • технология «Педагог и родитель»
  • технология «Эмоции»

Из предложеннего моего авторского комплекса, многим педагогам — хореографам известны: информационная технология; игровая технология; соревновательная технология; обучения в сотрудничестве; проектная технология; технология «са-фи-дансе».

Мы хотим остановиться и по подробнее разобрать технологию «Педагог и Родитель» и технологию «Эмоция».

Технология «Педагог и Родитель»

Цель: обеспечивание результативности

Задачи:

  • знание психологии;
  • взаимодействие между родителями в различных формах;
  • информирование родителей об успешности ребенка.

В современной педагогической технологии особое значение имеет активная взаимосвязь с родителями учащихся для результативности. «Результативность», рассматриваемая как степень соответствия достигнутых результатов нормативно заданных требованиям (например, освоение образовательных программ), может повыситься в частности путем формирования «родительской рефлексии», «педагогической культуры семьи», «педагогической воспитанности родителей». Что касается «эффективности», исследователь Т. А. Загривная: «определяя роль школы, отмечает, что влияние школы проявляется в повышении „удовлетворенности“ родителей качеством образования (социальная эффективность), получении дополнительных средств за счет разработки и предоставления родителям качественных платных услуг, более рационального использования воспитательного потенциала семьи и т. д.».

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Как сказал, английский писатель Чарльз Диккенс: «Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии». Да, мы согласны с мнением Чарльза Диккенса, что педагог — это творец, человек который каждый раз занимается изучением чего-либо нового, старается впитывать в себя массу информации и предоставить все изученные материалы в доступном языке для учащихся. Как утверждает академик В. П. Беспалько: «Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей».

Каждый творец по силу своих действии и достижении может трактовать это понятие по разному. Но, мы согласимся с мнением В. В. Юдина, где он говорит все четко, ясно и понятно, что «Педагогическая технология — это совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к заданному результату».

Отношение с родителями — самые важные отношения для человека. Именно через родителя у ребенка может проявлять чувства к занятиям хореографии. Ведь на сегодняшний день, родители обеспечивают коллектив танцевальными костюмами, участием ребенка на разных конкурсах, с поездками в другие города.

Педагог — хореограф используя фото и видео записи показывает родителям свою работу, о том, как ребенок по шагово достигает своей цели. Таким образом, в любых образовательных учрежденияъ взаимосвязь с родителями стоит на первом месте.

Технология «Эмоция».

Цель: проявление артистизма, харазма

Задачи:

  • создание творческой атмосферы;
  • раскрытие творческого потенциала ребенка;
  • снятие внутренних и внешних зажимов;
  • приобретение навыков актерского мастерства.

Во многих случаях, дети с рождения бывают стеснительными, зажатыми. Выйти на люди и рассказать стихотворение для них это мучение, а станцевать, тем более боязненно. Чтобы ребенок выйдя на сцену чувствовал себя уверенно, мы разработали такие упражнения под названием «Смайлик». Сейчас каждый ребенок имеет сотовые телефоны. И каждый знаком с смайликами. При общении, смайлики используются очень часто.

На репетициях перед выступлениями мы часто используем упражнение «Смайлик», чтобы дети не расстерялись на сцене. Для этого мы берем простые картинки с смайликами, где изображены «радость, грусть, хмурость, крик, плач, задумчивость, злость» и т. д.

Начало упражнения:

Педагог показывает картину с изображением смайлика. По началу дети угадывают эмоцию смайлика, а затем его сами показывают. Но спустя время, дети начинают сразу изображать тот или иной смайлик показанный на картинке.

Категория: