9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Современные проблемы полоролевой социализации в подростковом возрасте

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Суровицкая Юлия Юрьевна, — магистрантка кафедры «социально-педагогических дисциплин» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова г.Кокшетау Акмолинской области

Современные проблемы полоролевой социализации в подростковом возрасте

Формирование успешно социализированной личности в модернизирующемся казахстанском обществе является одним из важнейших факторов, которые влияют на общий ход прогрессивных реформ в нашей стране.

Критерии социализированности современной личности оцениваются по различным параметрам: по степени включенности в систему социальных отношений, по уровню реализации личностных и социальных возможностей, воспроизводства и совершенствования своей жизни и т. п. Мировоззренческая культура современной личности исходит из новой личностно-ориентированной образовательно-воспитательной парадигмы, которая включает следующее: глубокие теоретические знания, профессиональную компетентность и практические навыки; аналитические и проективные умения, адекватную самооценку способностей; сформированность этнокультурных идентичностей и духовно-нравственных качеств.

Особенность полоролевой структуры казахстанского общества и их восприятие человеком сказываются на его социализации, влияя на различные аспекты его самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом. Женщины в основном стараются реализовать себя в сфере образования, науки и культуры и легкой промышленности, а мужчины в сфере политики, власти, бизнеса и тяжелой индустрии. Вместе с тем женщины заняты и воспитанием в семье, и составляют подавляющее большинство в воспитательных организациях. Это сказывается на характере социализации в сфере воспитания, делает дефицитным мужское влияние и затрудняет мужскую и женскую полоролевую идентификацию.

Важно отметить также изменение социального статуса и роли женщин в современном казахстанском обществе. Несомненно, социальный статус женщины становится более значимым. Стараясь идеально выполнить одновременно нескольких ролей, женщина попадает в ситуацию ролевого конфликта. При сохранности в обществе традиционных представлений о женщине установка на самореализацию становится нелегкой задачей. Быть хорошей матерью, воспитывать детей, выглядеть красиво и оставаться привлекательной и желанной, заниматься домашними делами, одновременно успевая делать карьеру, — все это требует очень много времени, физических и моральных сил. Не секрет, что такие черты наднационального поведения, как независимость, прагматизм, самореализация, сознательный отказ от семейной жизни проникают в нашу жизнь, изменяя традиционное представление о женщинах. Трансформационные процессы, происходящие в казахстанском обществе, требуют утверждения новой модели взаимоотношений между полами, где будут учитываться социальные интересы и мужчин и женщин. На основе технологии «социального партнерства» можно определить эффективные модели полоролевой социализации личности. Модель партнерства предполагает равенство полов, а не их единообразие. Она провозглашает достижение гармоничного баланса в полоролевых отношениях путем усиления культурных, нравственных аспектов взаимодействия [1].

Полоролевая социализация — процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин дифференцированная социализация, подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях. Полоролевая социализация включает две взаимосвязанные стороны:

а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов;
б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин.

Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем. Выделяются две фазы полоролевой социализации:

1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям);
2) интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Основные социализирующие факторы (агенты) — социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь.

Механизмами для осуществления полоролевой социализации служат:

а) дифференциальное усиление, когда приемлемое гендерно-ролевое поведение поощряется, а неприемлемое — наказывается социальным неодобрением;
б) дифференциальное подражание, когда человек выбирает полоролевые модели в близких ему группах — семье, среди сверстников, в школе и т. д. и начинает подражать принятому там поведению.

Общество, как правило, при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты «фемининность-маскулинность», относится терпимо к маскулинному поведению девочки, но осуждает фемининное поведение мальчика. Истоки гендерного конфликта лежат в детстве.

Представляется, что и социокультурные тенденции, и данные гендерных исследований, и примеры из практики позволяют ставить вопрос о необходимости разработать проблему гендерного, или полоролевого, подхода в воспитании.

Во-первых, гендерный подход в воспитании не есть нечто универсальное (на что, видимо, претендует гендерная педагогика), ибо он существенно отличается в семейном воспитании и в социальном воспитании, а в коррекционном воспитании наверняка необходима специальная «линия», связанная с гендерными проблемами различных типов жертв неблагоприятных условий социализации.

Во-вторых, в социальном воспитании (а лишь о нём идёт речь в этой статье) гендерный подход имеет задачей создание таких условий взращивания девочек и мальчиков, юношей и девушек в воспитательных организациях, в которых их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать:

  • проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных (сочетающих в той или иной мере те и другие) черт и психологических свойств;
  • относительно безболезненному приспособлению детей к реалиям полоролевых отношений в обществе;
  • эффективному позитивному полоролевому обособлению в социуме, появлению и становлению ценностей, психологической, эмоциональной и поведенческой автономии по отношению к стандартам маскулинности — фемининности и реалиям полоролевых отношений в социуме в соответствии с индивидуальными половозрастными характеристиками мальчиков и девочек, девушек и юношей.

Исходя из этого полоролевой подход в воспитании предполагает принимать в расчёт и применять знания о гендерных особенностях:

  • в организации быта и жизнедеятельности воспитательных организаций (в соответствии с их типом и функциями), а также взаимодействия их членов;
  • в определении содержания и методов обучения и способов стимулирования самообразования;
  • в создании условий в воспитательных организациях для овладения мальчиками и девочками, юношами и девушками нормами, моделями, сценариями и опытом полоролевого поведения, адекватными их возрастному статусу, психосексуальному развитию и социальным ожиданиям;
  • в решении проблем, связанных с полоролевой идентификацией и самореализацией [2].

Содержательно полоролевой подход нуждается в глубокой и всесторонней разработке.

Чтобы правильно оценить современное состояние проблемы социализации, обратимся к изучению состояния процесса обучения и воспитания в казахстанском обществе.

Быт в наших детсадах, школах, интернатах абсолютно бесполый. Так, бытовая «совместность» мальчиков и девочек в детских садах не проходит бесследно при формировании психологического пола ребёнка и его гендерных установок. В школах нет специальных гигиенических комнат для девочек, отсутствуют в большинстве случаев тренажерные залы для мальчиков (и специальные — для девочек). Режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек.

Питание унифицировано и по времени приёма пищи, и по ассортименту. Всё это создаёт атмосферу «быта-унисекс» и не способствует благоприятному развитию воспитуемых.
Сложнее с полоролевым подходом в организации жизнедеятельности воспитательных организаций, ибо и содержательно, и по стилю взаимодействия она у нас по-взрослому феминизирована, что не означает её благотворности для девочек, а лишь свидетельствует о её неинтересности для мальчиков.

Проблемы с полоролевой идентификацией и самореализацией возникают в связи с тем, что мальчики и девочки не соответствуют реально или с их точки зрения и/или с точки зрения значимых для них лиц социальным ожиданиям в конкретной культуре и субкультурах. В настоящее время от мальчиков ожидают самостоятельности, ответственности, любознательности, послушания, а от девочек — ответственности, хороших манер, послушания. Естественно, что удовлетворить эти ожидания в детском и особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте мальчикам и девочкам весьма непросто, что порождает соответствующие проблемы с восприятием себя хорошим (-ей), настоящим (-ей) и т. д., мужчиной, женщиной, т. е. порождает проблемы с гендерной самоидентичностью. И естественно, что различия в проблемах требуют индивидуальной помощи.

Эмпирические наблюдения убеждают, что у мальчиков больше индивидуальных различий, чем у девочек, больше «острых углов» и крайностей, что благоприятствует не только их развитию, но и способствует срывам и отклонениям от нормы. И отклонения различны: девочки чаще страдают неврозами и депрессией, а мальчики — расстройством поведения и антисоциальными проявлениями личности. Соответственно и помощь в решении возникающих вследствие этого проблем полоролевой идентификации и самореализации должны существенно различаться.

Теперь обратимся к полоролевому подходу в обучении. Почему он необходим? Во-первых, давно известно, что все аспекты развития мальчиков и девочек различаются в той или иной степени по «скорости» и по содержанию. Во-вторых, достоверно установлено, что у девочек больше развиты вербальные способности (а есть основания предполагать, что и экспрессивные, и социальные тоже), а у мальчиков — математические и визуально-пространственные (вероятно, и инструментальные тоже). Причём американские данные свидетельствуют, что, несмотря на выравнивание учебных программ, интеллектуальные различия между мальчиками и девочками сохраняются, хотя ни те, ни другие и не имеют явных преимуществ.

Также, совершенно очевидно, что набирающая скорость компьютеризация в сфере обучения должна иметь явные полоролевые различия. Уже хотя бы потому, что мальчиков и девочек интересуют разные сайты. Это надо иметь в виду, разрабатывая соответствующие компьютерные образовательные программы (в том числе учитывать и различия в структурировании и оформлении материала на сайтах, вытекающие из особенностей восприятия мальчиков и девочек).

Проблема формирования половой воспитанности подростков в процессе полоролевой социализации — это, несомненно, проблема физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения. Это важный индивидуальный и социальный вопрос.

Коренные преобразования в обществе создали реальные предпосылки для реализации социальной функции образования, заключающейся в создании необходимых педагогических условий для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными индивидуальными особенностями, для подготовки к половым ролям, которые они затем будут выполнять в семье и обществе. Однако в виду недостаточной теоретической разработанности данного вопроса полоролевая социализация остается недостаточно управляемым процессом, что вызывает необходимость поиска научно обоснованных возможностей влиять на процесс воспитания подростков в ходе их полоролевой социализации [3].

Содержание образования часто носит фрагментарный характер, и поэтому учителя, воспитатели, а также студенты педвузов остаются неподготовленными к формированию половой воспитанности мальчиков и девочек, юношей и девушек в процессе полоролевой социализации.

Также следует отметить, что могучий поток половой энергии питается из многочисленных, иногда как будто отдаленных источников — семьи, школы, улицы, театра, кино, литературы, средств массовой информации. Не все влияния могут быть изменены или устранены усилиями родителей или педагогов. Необходимо создавать такие условия жизнедеятельности семьи и школы, которые бы насыщали ее ярким, богатым, разнообразным содержанием, открывали бы перед подростком возможность увлекательного творческого труда и здоровых развлечений.

Компонентом полового воспитания является половое просвещение. Знания по половому вопросу должны сообщаться детям не преждевременно и не с опозданием, а вовремя; необходимо отвечать только на интересующие подростков вопросы, при том кратко, просто, и, в тоже время, правдиво, а в случае необходимости отвлекая их внимание на другую, интересную для них тему.

В настоящее время происходит переориентация в овладении своей половой ролью с жестко фиксированной полоролевой модели на более мягкую, смешанную. Это приводит к сглаживанию психологических различий мальчиков и девочек-подростков и перекрытию половых различий индивидуальными особенностями, т. к. подросток в это время вступает в период индивидуализации собственного «Я». Все это приводит к размытости стереотипов мужественности/женственности в современных условиях и требует научной разработки данной проблемы.

Под внутренней мужественностью и женственностью он понимает особые черты внутренней культуры личности женщины (тонкость чувств, материнская любовь и альтруизм, сдержанность и скромность) и личности мужчины (физическая сила, сочувствие к слабому, великодушие, рациональность). Внешняя женственность характеризует специфические черты поведения и внешней культуры личности женщины — мягкость, красота в движениях, аккуратность и чистота, умение создавать красоту в труде, в быту и всей жизнедеятельности. Свою половую принадлежность ребенок из семьи устанавливает на протяжении дошкольного детства, когда он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. При этом стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола.

Важнейшим условием эффективного гендерного воспитания мальчиков/девочек является профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности. Компетентность педагогов включает знания о закономерностях психосексуального развития личности, особенностях гендерной социализации девочек/мальчиков; умения организации типичных и проблемных педагогических ситуаций в процессе гендерной социализации; навыки структурирования и упорядочения педагогических ситуаций, умения согласовывать педагогические усилия с реальными ситуациями и индивидуальными особенностями, социальными условиями жизни ребенка [4].

Социализация в современных условиях ставит перед подростками столь разнообразные задачи и предъявляет столь неоднозначные требования, что жесткая детерминация поведения в соответствии с половой ролью является в большинстве случаев препятствием для полноценной самореализации взрослеющей личности в обществе.

При характеристике маскулинности-фемининности, даваемой в литературе, очевидна тенденция связывать маскулинность с деятельностью, инструментальностью, а фемининность — с общением и экспрессией. Отмечается, что высокая фемининность у женщин и высокая маскулинность у мужчин вовсе не являются гарантией психического благополучия, что предполагается прямой логикой соответствия пол — гендер. Так, высокая фемининность у женщин часто совпадает с повышенной тревожностью. Высокомаскулинные мужчины также оказываются более тревожными, менее уверенными в себе и менее способными к лидерству, хотя, будучи подростками, обладали такой уверенностью и были удовлетворены своим положением среди сверстников. Высокофемининные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с формами активности, не совпадающими с традиционными половыми ролями [5].

Присвоение и реализация конкретной гендерной роли имеет как преимущества, так и ограничения, в первую очередь связанные с возникновением гендерно-ролевых конфликтов, когда жестко детерминированная маскулинная или фемининная роль не позволяет принимать решения и действовать в ситуациях, требующих проявления качеств или действий, «закрепленных» за противоположным полом.

Полоролевая социализация начинается в детстве с момента выбора родителями определенных игрушек, одежды и поощрения детей к приобретению тех личностных черт, которые позволят им вести себя адекватно представлениям взрослых о половых ролях. Исследования становления предпосылок гендерной идентичности показывают, что дети, которые ведут себя строго в соответствии с требованиями их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Формирование гендерного стереотипа в детстве не является пассивным процессом, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а зависит от общего интеллектуального развития ребенка и связано с проявлением самокатегоризации. К дошкольному возрасту ребенок уже усваивает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя в качестве мальчика или девочки, устанавливая константность биологического пола, а затем старается согласовать собственное поведение с представлениями о своей гендерной идентичности.

Полоролевая идентичность определяет степень, в которой каждый индивид идентифицирует себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Это внутренняя структура, создаваемая в процессе развития, которая позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с ее (его) воспринимаемым полом и гендером. Она не дается индивиду автоматически при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, «типизации» или «кодирования». Активным участником этого процесса является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему роли и модели поведения вплоть до «перекодирования» или «переустановки» полоролевой идентичности.

Полоролевая идентичность — одна из базовых характеристик личности, она формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, в ходе социализации. Гендерная идентичность — продукт социального конструирования. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский) пол. С этого начинается процесс гендерной социализации. Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности.

Обращение к категории идентичности открывает возможность увидеть «механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обусловленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, понять противоречивость групповых и личных начал в человеке.

Также необходимо отметить роль семьи в социализации подростка. Среди факторов гендерной социализации семья является наиболее важным и влиятельным.

Семья и семейное общение играют особую роль в формировании гендерной идентичности личности на всех этапах ее развития. Огромное значение семьи обусловлено длительностью и частотой семейного общения, его непосредственностью и родством, единством для членов семьи мотивов деятельности, установок, целей и намерений, адекватностью их действий и, что самое главное, взаимной семейной любовью — родителей друг к другу, матери и отца к детям, детей к родителям.

Семья является первой и сначала единственной референтной группой для ребенка. С момента рождения его окружает замкнутый круг взрослых, где старший является источником знаний о социальных явлениях. Семья является той первичной социальной средой, с личность непрерывно контактирует в течение всей жизни. Семья образует интимный, личностный мир человека. В ней человек начинает свою жизнь, в ней разделяет его с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья одновременно и первичная ячейка общества, и социально-психологическая ниша. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий материальный уровень и уровень образования родителей, психологический климат семьи — все это влияет на формирование гендерной идентичности человека, определяя его жизненный путь.

В системе взаимоотношений «родители-дети» решающая роль в гендерной социализации ребенка принадлежит эмоциональным отношениям. При доминировании эмоционального тона в семейных отношениях действует механизм фасилитации, т. е. положительного стимулирования воздействия членов семьи друг на друга, что, в свою очередь, положительно отражается на процессе социализации. В психологических исследованиях обращается внимание на факторы, способствующие формированию прочных духовных контактов между родителями и детьми, которые оказывают положительное влияние на процесс гендерной социализации. В. П. Левкович, например, особое внимание уделяет фактору высокого уровня взаимной информированности родителей и детей, который является одной из важнейших предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга [6].

Семья традиционно является одним из трансляторов социокультурного опыта, поступающего к ребенку со стороны родителей. Здесь осуществляется формирование полоролевой идентичности, представлений о месте и роли мужчины и женщины в современном мире, половой морали, субкультурной дифференциации полов. В условиях трансформирующегося казахстанского общества супружеские и родительские роли, наполняются новым содержанием, изменяют социокультурные особенности механизмов и целей полоролевой социализации, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению. В контексте общемировой тенденции признания нетрадиционных ориентаций в семейно-брачных отношениях приобретает особое значение проблема полоролевой социализации.

Помочь ребенку овладеть социальными ролями в соответствии с его полом — чрезвычайно важная задача, так как от этого в немалой степени зависит его будущее. Таким образом, необходимость гендерного подхода в образовании становится все очевиднее, так как наряду с другими агентами социализации институт образования развивает в человеке гендерную идентичность и помогает сделать личный, гражданский и профессиональный выбор. Однако нельзя забывать об индивидуальных особенностях и врожденных способностях каждого человека, которые необходимо сохранять и развивать.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость научного осмысления гендерных изменений, происходящих в обществе, в современной казахстанской семье, и влияющих на процесс гендерной социализации, что и обусловило выбор темы данной статьи.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 364 с
2. Клецина И. С. Гендерная идентичность и права человека: психологический аспект // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / под. ред. Малиновой О. Ю., Сунгурова А. Ю. — СПб.: Норма, 2005. — С. 167–184
3. Левкович В. П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка / В. П. Левкович // Психология личности и образ жизни. — М.: Наука, 1987. — 114-136 с.
4. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // Народное образование. — 2007. — № 5. — С. 178.
5. Радаев В. В. Еще раз о предмете экономической социологии // Социологические исследования. — 2002. — №. 7. — С. 7-8
6. Радина Н. К., Терешенкова Е. Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 49–59.

Категория: