Статья «Развитие творческих способностей детей на уроке физкультуры»
Карасев Александр Иванович, учитель физического воспитания высшей категории, стаж 21 год, КГУ «Средняя школа №10 им. Н.К. Крупской», СКО, г. Петропавловск |
Указом Президента Казахстана физкультура объявлена одним из основных предметов обучения в школе. Наряду с другими учебными дисциплинами физкультура тоже развивает детей. С той только разницей, что она развивает их физически. Поэтому воспитание в детях физических качеств является основной задачей физкультуры.
Прежде всего, мы проводим отбор и сортировку (это как после сбора грибов: одни на соления, другие на сушку, третьи на маринад). Сразу нельзя сказать, что кто-то из детей способен на тот или иной вид спорта.
Поэтому с первого класса, если учитель постоянен, он присматривается к детям. И если в первом классе происходит организация коллектива, то уже в последующих начинаются рекомендации родителям попытаться отдать детей для занятий в те секции спортивных школ, к которым у них проявились способности и которые требуют занятий в раннем возрасте.
Поэтому, рекомендуя детям заняться каким-либо видом сорта, я надеюсь, что ребенок испробует множество видов, прежде чем в каком-то виде найдет себя.
Развитие двигательных качеств на уроке физкультуры происходит обычно регулярно. Дети, в своей массе, являются не однородным составом. Признаки различных способностей проявляются в разной степени и в разном возрасте. Поэтому учитель должен зорко следить за этими проявлениями.
Помня о том, что легче научить, чем переучить, учитель физкультуры очень осторожно ставит технику исполнения различных упражнений, учитывая, что это очень серьезно может повлиять на результат. Очень трудно заставить ребенка превозмочь свою лень и инертность. Самое главное, я считаю, заинтересовать ребенка выполнить упражнение. Разбудить в нем здоровое чувство честолюбия. Например: на занятиях по легкой атлетике детям дается несколько попыток выполнений упражнения на оценку, причем, засчитывается лучшая. Ребенок, попробовав раз, второй, заражается азартом и видя, что результат улучшается, начинает все больше и больше втягиваться, заинтересовывается, стараясь превзойти не только свои результаты, но и результаты товарищей. И, в конце концов, оказывается, то урока нам не хватает.
Кроме того, развивая физические способности детей, я, например, стараюсь научить детей самим найти способ решения улучшить свой результат. Учу их использовать мелкие различные хитрости и помощь друг друга. В шестых классах многие ребята и девочки проявляют инициативу, спрашивают совета и разрешения на внесение изменения в различные элементы упражнений.
Занимаясь с такими развитыми ребятами, как Юра Касаткин, Костя Калинин, Роман Христофоров или Лиза Чебыкина, я почти не делаю им поправочных замечаний, а на Капустина Радиона, Бегимбетова Данияра приходится тратить много времени, так как эти дети и им подобные отстают в физическом развитии от сверстников. Им я даю дополнительные домашние задания, применяю различные тесты, для самооценки. И, что самое интересное, они это понимают, и в благодарность стараются действительно отработать полученные оценки.
В работе с детьми, учитель физкультуры должен руководствоваться врачебным принципом «не навреди». Навыки владения тем или иным физическим качеством складываются очень медленно. Приходиться применять все разнообразие принципов и методов, чтобы достичь результата.
Основным принципом, которым я руководствуюсь — это принцип сознательности. Воспитывая здоровое чувство честолюбия у ребенка, которое очень может помочь ему в процессе овладения физическими способностями.
Ну, а основными методами моей работы являются методы наглядного примера, повторения и соревновательный. Но это отнюдь не означает, что яя игнорирую другие методы.
Дети любят соревноваться, особенно на уроках спортивных игр: баскетбол, волейбол, футбол. Изучая этот материал, я обращаю внимание детей на то, как связаны между собой различные виды спорта: бег, ходьба, прыжки и т. д., что владея навыками легкой атлетики, они могут легче и быстрее освоить ту или иную игру.
Ну и конечно, как я уже сказал выше, очень большую роль в развитии способностей ребенка играет роль метода стимуляции. Стимулы могут быть разные и результат они дают разный, пока в большинстве своем хороший.
- 11074 просмотра