9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Структура единого информационного пространства городской системы образования

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

    Баландин А.А.
    канд.пед.наук, доцент
    кафедра «Прикладной информатики и экономики
    ГОУ ВПО «Шадринский государственный
    педагогический институт»

Современный уровень информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования, массовая компьютеризация и развитые глобальные компьютерные сети позволяют организовать единое информационное пространство, открывающее абсолютно новые возможности в совершенствовании способов и методов управления системой школьного образования, а также в организации контроля и управления качеством образования.

Образовательные учреждения используют информационные электронные системы, автоматизирующие отдельные аспекты их функционирования: системы управления образовательным учреждением, системы дистанционного обучения, бухгалтерские системы, электронные дневники школьника, системы документооборота и т. д.

При внедрении информационных электронных систем в образовательный процесс возникает ряд трудностей:

1. Создание данных систем силами собственных сотрудников ведет к неконтролируемым временным затратам и не обеспечивает полного функционала, необходимого образовательному учреждению.

2. Для внедрения готовых программных продуктов и их последующего обслуживания приходится привлекать специалистов, а это приводит к дополнительным, иногда достаточно большим, денежным вливаниям.

3. При модернизации и изменении системы образования (на законодательном уровне), внедрении новых образовательных стандартов, новых методик обучения процесс их внедрения замедлен из-за необходимости внесения изменений в каждую конкретную информационную электронную систему.

4. Органам управления образованием нужны разнообразные данные о деятельности образовательных учреждений, но скорость их получения зависит от множества причин (наличие внедренных программных продуктов и т. д.).

5. Разные виды внедренных информационных электронных систем приводят к затруднительному переобучению специалистов при переходе из одного учебного заведения в другое.

С технической точки зрения для создания единого информационного пространства системы образования в рамках города имеется все необходимое:

  • развитые и достаточно скоростные глобальные и локальные сети;
  • наличие в учебных учреждениях и органах управления образованием достаточно современного компьютерного оборудования и программного обеспечения.

Кроме этого, сотрудники образовательных учреждений периодически проходят курсы повышения квалификации в области овладения и использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

Единое информационное пространство в рамках города должно обладать следующими компонентами и характеристиками:

1. Программно-аппаратным комплексом, состоящим из удаленного сервера, постоянно подключенного к сети Интернет и программного обеспечения.

2. Центральной базой данных, сервером приложений, набором различных клиентских приложений и Web-интерфейсов.

3. В качестве транспортной сети для передачи информации должна использоваться сеть Интернет, в том числе и через модемное соединение.

4. Для работы с достаточно обладать базовыми пользовательскими навыками работы с ПК.

5. Все процессы идут в реальном времени.

6. Система доступна круглосуточно.

7. Все расчеты производятся по единым правилам для всех учреждений.

8. База данных едина для всех участников, но каждый получает по запросу только тот объем информации, который ему определен [1].

9. Система масштабируема, в состоянии поддерживать сотни учреждений, десятки тысяч учащихся.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод. Что единое информационное пространство системы образования в рамках города позволит:

1. Автоматизировать процесс сбора, обработки, хранения и анализа различной статистической информации системы школьного образования района, города, области;

2. Формировать и поддерживать единые, взаимосвязанные, динамично изменяющиеся, банки данных оснащенности учреждений различной техникой, банки данных по преподавателям и вакансиям, по ученикам.

3. Вести электронные журналы успеваемости учащихся, посещаемости, заболеваемости и т. д.;

4. Обеспечить постоянный мониторинг качества образования на всех уровнях;

5. Многократно уменьшить время на подготовку отчетов и повысить их достоверность;

6. Повысить оперативность и качество принятия административных решений;

7. Организовать прямое взаимодействие преподавателей, методистов, сотрудников вузов друг с другом и с учащимися в повседневном учебном процессе;

8. Использовать в учебном процессе дистанционные возможности системы;

9. Выводить значимые характеристики и отчетные показатели на публичные сайты в автоматическом режиме и т. д.

Разработка данной системы ведется на кафедре прикладной информатики и экономики факультета информатики, ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» инструментальными средствами MySQL и языка программирования PHP.

Библиографический список:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.