9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Технологическая карта организованной учебной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Звук [р]»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Есенгазина Мадина Елемесовна, педагог, Дошкольная организация «Еркемай», Актюбинская область, город Актобе

Есенгазина Мадина Елемесовна

Образовательная область: Коммуникация

Раздел: Развитие речи

Тема: Звук [р]

Цель: Познакомить со звуком [р], уточнить произношение звука [р], совершенствовать звуковой анализ; определять позицию звука в слове; расширять словарный запас детей, составление предложений; развивать фонематический слух детей; развивать слуховое и зрительное восприятие.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-побудительный

— Дети, я очень рада, что мы снова вместе.Я с большим удовольствием приглашаю вас в наш «круг радости». Посмотрите, какой приятный сюрприз приготовил «круг радости». Это самая настоящая радуга любви: красные сердечки — это любовь к семье, оранжевые — это любовь к друзьям, зеленые — это любовь к природе, желтые — это любовь к солнышку, голубые — это любовь к Родине, а фиолетовые — это любовь к самому себе. Возьмите из каждого подноса по одному сердечку. Давайте подбросим сердечки вверх и вместе дружно скажем.

 

— Теперь покружитесь друг с другом, обнимитесь, улыбнитесь. Как здорово наш кабинет наполнился любовью и радостью. Ребята, проходите, садитесь на стульчики.

 

 

 

 

 

«Прими планета наш салют
Летит он выше крыши.
А мир наполнила любовь
Девчонок и мальчишек»

 

Организационно-побудительный

Артикуляционные упражнения: «Чашечка», «Грибок», «Барабан», «Лошадка», «Пулемет».

 

— Дети я прочитаю вам стихотворение, а вы выполняйте все действия согласно его строчкам и повторяйте за мной:

Звук сказать и ты попробуй!
Звук! — возьмемся за учебу!
Язычок широкий к небу!
Языком, передним краем

Вверх, на десны нажимаем.
Дунь на кончик языка,
Чтоб сильнее задрожал.
(выговариваю звук [р] )

 

Что за это звук?  Это звук

Давайте поиграем в игру которая называется

«Моторчик»: у грузовой машины заводится мотор «РРРРР», а у легковой машины «ррррр»

Дети, как вы думаете, какой вук мы сегодня с вами будем изучать?

Правильно дети, сегодня на уроке мы с вами поговорим о звуках [р] и [р']

Послушайте стихотворение, какой звук чаще всего повторятся в стихотворении?

(Выделяю голосом звук Р)

Гроза
В небе, гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит,
В небе радуга стоит.
 (С.Маршак)

 

  • Звуковой анализ слова  роза
  • Игра «Поймай слог». Произношу слоговые ряды: ра, ла, би, жу, ди, ро, ду, мы, лу, бы, ру, но, ва, лы, жэ, рэ, дэ, ту,ва, ры.

 

Юрта, юрта

Юрта, юрта, круглый дом,
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,

Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки.

Работа над слоговой структурой слова + автоматизация звука  [р]

• Определить количество слогов в слове

Река, дорога, ведро, ворона, корова, мусор, кормушка.

 

 

 

 

 

Выговаривают звук [р] 

 

 

 

 

 

 

Играют в игру «Моторчик»

 

 

 

Звук [р]

 

 

 

дети хлопают в ладоши, если слышат слог со звуком [Р]:

(Шагаем на месте.)

(Развели руки в стороны.)

(Повороты туловища влево-вправо.)

(Прыжки на месте.)

(Хлопаем в ладоши.)

(Присели.)

(Шагаем на месте.)

 

Ре-ка, до-ро-га, вед-ро, во-ро-на, ко-ро-ва, му-сор, кор-муш-ка

Рефлексивно- корригирующий

Рефлексия: Радость

Рады, рады, рады светлые берёзы,
и на них от радости вырастают розы.
Рады, рады, рады тёмные   осины,
И на них от радости растут  апельсины.
То не дождь пошёл из облака и не град,
то   посыпался   из   облака виноград.

— Дети, а какой первый звук в слове «радость»?

(длительно выговариваю звук р)

Дети покажите мне чувство радости, свои улыбки, чтобы они не покидали вас никогда!

И с этим радостным настроением давайте потанцуем!

Танец «Мы веселые ребята»

 

 

 

 

 

Звук [Р]

 

 

Дети улыбаются, радостно танцуют.

Ожидаемый результат:
Знать: позицию звука в слове;
Иметь: представление о звуке [р];
Уметь: произносить, слышать звук [р] в слогах, словах.

Использованы источники:

detsadmickeymouse.ru/publ/metodicheskaja_rabota/ur...na_ljubvi/20-1-0-535
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/urok-po-samop...yubov-v-moem-serdtse