Тема: Большая буква в именах собственных
Солдатова Наталья Степановна учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 32» |
Цель: формирование знаний детей о написании большой буквы в именах собственных.
1. Организационный момент
— Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы умеете работать на уроке русской грамоте
Мы умные.
Мы дружные.
Мы внимательные.
Мы старательные.
Мы в 1 классе учимся.
Всё у нас получится
2. Актуализация знаний
— Давайте вспомним основные правила русского языка
— Какая буква «лишняя»? (Слайд 2, 3)
Ц Ж Ч Ш
— Назовите пару
Б Г Д З В Ж
— Какие гласные обозначают мягкость согласного звука
— Какие гласные обозначают твёрдость согласного звука
— Какие гласные буквы обозначают 2 звука
3. Минутка чистописания
Отгадайте загадку и вы узнаете букву которую мы будем писать на минутке чистописания.
Овечка, бледная овечка,
У неё болит сердечко.
Тихо стонет: «О-о-о!»
Ей знакома буква...
Буква О — шестнадцатая буква русского алфавита. (Слайд 4)
Загадки (Выкладываем схемы)
Хоть он совсем не хрупкий,
А спрятался в скорлупку.
Заглянешь в серединку,
Увидишь сердцевинку.
Из плодов он твёрже всех.
Называется.... (Орех)
Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
4. Словарный диктант (Слайд 5)
К.. р.. ндаш, т.. традь, п.. нал, кла..., дн.. вник.
Чтобы узнать тему урока вам нужно поставить в порядке возрастания цифры и прочитать (Слайд 6)
Большая буква
— Сегодня будем говорить о правописании фамилии, имени, отчества.
5. Прочитайте отрывок из стихотворения З. Александровой (Слайд 7)
Восемь Тань
В первом классе восемь Тань —
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках...
— Как же можно различить этих девочек? (По фамилии.)
— Каким образом человек получает фамилию?
Слово «фамилия» значит семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки, например, Москвины, Рязановы. Некоторые говорят о профессии: Гончаров, Конюхов.
— Что еще есть у человека? (отчество)
Слово «отчество» переводится с греческого как происхождение по отцу.
6. Изучение нового. (Слайд 8, 9)
сережка, Серёжка
В саду Лилия поливает лилии.
Ваня Блинов кушал много блинов.
— Что заметили? (устно)
— Почему одно и то же слово написано то с большой буквы, то с маленькой?
— Сформулируйте правило: как пишутся имена, отчества, фамилии? (Слайд 10)
Первичное закрепление. Запись с комментированием
У Розы в руках розы.
Физкультминутка
— Я буду называть слова, а вы будете приседать, если это имя собственное. А если имя нарицательное, то поднимать руки вверх.
Слова: Маша, дети, кукла, Андреевич, Сергеев, машина, круг, кошка, Ирина
7. Закрепление изученного.
(Слайд 11)
Белов, Денис, Петрова, Ивановна, Алия, Олегович
Имена:
Фамилии:
Отчества:
Проверка (Слайд 12)
Сегодня мы с вами будем читать рассказ удивительного педагога, писателя В. А. Сухомлинского. В. А. Сухомлинский по образованию и призванию учитель. Более тысячи сказок, рассказов, легенд, написано Сухомлинским (Слайд 13)
«Стыдно перед соловушкой» В. А. Сухомлинский
Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
1. Как звали девочек?
2. Куда они пошли?
3. Что они решили сделать после утомительной дороги?
4. Чем были очарованы девочки? (прекрасным пением соловья)
5. А что значит, очарованы? (были поражены красивым пением соловья)
6. Ребята, почему Лиде было стыдно перед соловушкой?
7. Как бы поступили вы?
Соловей Слайд 14... Это небольшая птичка с желтым оперением. Из всех птиц соловей — самый прекрасный певец. И если кто-то хоть раз услышал его песню, то обязательно захочет ее услышать еще раз.
— А давайте и мы с вами послушаем пение соловья (звукозапись)
— Чему учит это произведение?
Доброте к окружающему нас миру; тому, что нам надо беречь и охранять чистоту природы; тому, что нельзя брать пример с людей, которые поступают плохо).
Беречь и охранять окружающий нас мир — это долг каждого человека на земле.
Физминутка
8. Тест. Слайд 15
1. С какой буквы пишутся фамилии
а) с маленькой
б) с большой
2. Найти слово, которое пишется с большой буквы
а) яблоко
б) дом
в) миша
3. Какие слова пишутся с большой буквы
а) имена людей
б) растения
в) названия предметов.
4. Найди слово, которое пишется с маленькой буквы
а) Девочка
б) Иванов
в) Николаевна
5. В названии какой сказки встречается имя?
а) «Маша и медведь»
б) «Три поросёнка»
в) «Летучий корабль»
Проверка Слайд 16
9. Итог урока
— О чем говорили сегодня на уроке?
— Что нового узнали?
Самооценка Слайд 17
Я все сделал сам без ошибок.
Я понял материал, но у меня были ошибки.
Мне еще надо работать над этой темой.
- 7887 просмотров