Тема: «Казахско-русские отношения в первой четверти XVIII века»
Петренко Наталья Анатольевна, учитель истории Казахстана и всемирной истории первой квалификационной категории, стаж 13 лет, школы-гимназии № 20 имени Титова, ЮКО, города Шымкента |
Класс: 8
Цель урока: расставить приоритеты в казахско-русских отношениях первой четверти XVIII века
Ожидаемые результаты:
- уметь делать выводы
- извлекать главное из прочитанного
- точно формировать свои мысли
- сотрудничать с другими при выполнении общего задания
- оценивать результаты своей деятельности
- самоорганизовываться
Критерии оценивания:
1. Умение делать выводы.
2. Работа с учебником и дополнительной литературой
3. Ораторское искусство
4. Умение выбирать главное.
Приёмы, методы: групповая работа, «мозговой штурм», постер, «да-нет»
|
Действия учителя |
Действия ученика |
оценивание |
ресурсы |
Введение. 1 мин. |
Проверить готовность класса к уроку. Водное слово учителя. Постановка цели. |
Учащиеся настраиваются на урок. |
|
|
Опрос домашнего задания. 7 мин |
Учитель проверяет домашнюю работу при помощи приёма «Да-нет» |
Учащиеся получают листы с заданиями. Возле каждого тезиса они должны поставить да или нет.
|
За каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл. |
Раздаточный материал: листы с заданиями. |
Деление на группы 2 мин. |
Учитель делит учащихся по цветовому принципу, раздаёт им разноцветные смайлики
|
Учащиеся получают смайлики разных цветов и рассаживаются в соответствии с полученным цветом.
|
|
Разноцветные картинки со смайликами |
15 мин.
12 мин
|
I.Новый материал. 1.Ребята, работать сегодня будем следующим образом. Я вас поделила на экспертные группы, каждая из которых будет разбирать определенную тему, каждый участник группы становится экспертом в области той темы, которая была разобрана в группе. Необходимо составить «Свою опору»: таблицу, кластер вместе с группой. 2.По истечении времени каждая из групп выступает перед другими учащимися и знакомит их со своей темой.
3.Учитель задаёт вопросы для закрепления. |
Группы получают конверты с заданиями. Пользуясь текстом учебника и дополнительной литературой, каждая группа выделяя главное, составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер") и создаёт «Свою опору» постер.
2.По окончании работы один из учащихся или вся группа презентует свою работу перед другими группами. 3.Учащиеся отвечают на вопросы учителя |
Самооценивание по 7 бальной шкале.
|
История Казахстана: учебник для 8 класса общеобразовательной школы.- Алматы: Атамура,2012. Интернет ресурсы.
|
Рефлексия 5 мин. |
Каждый учащийся должен прикрепить свой смайлик к понравившемуся постеру |
Каждый учащийся прикрепляет свой смайлик к понравившемуся постеру |
Подведение итогов. |
Смайлики. |
Домашняя работа |
§ 4 составить эссе на тему «Русско-казахские отношения» |
Учащиеся записывают задание в дневник. |
|
|
Приложение № 1
«Да-нет»
1.Весной 1724 года Абулхаир захватил город Туркестан (да)
2.В 1726 году в Каракумах состоялся курултай (нет)
3.Вместе с казахами сражались против джунгар каракалпаки и киргизы (да)
4.Анркаскую битву назвали «Калмак кырылган» (нет)
5.Анракайская битва произошла в 1730 году. (да)
6.После смерти хана Болата Абулхаир был выбран всеказахским ханом. (нет)
7.Жители Казахской степи развеяли миф о непобедимости джунгарской армии (да)
Приложение № 2
№ |
Критерии Оценивание от 0 до 7 баллов |
баллы |
Перевод баллов в оценки |
1 |
Домашняя работа «Да-нет» |
|
0-17---2 18-29---3 30-45---4 46-49---5
|
2 |
Умение работать с учебником и дополнительной литературой |
|
|
3 |
Умение аргументировать |
|
|
4 |
Умение приводить примеры |
|
|
5 |
Умение выполнять схемы, рисунки, кластеры и т.д. |
|
|
6 |
Умение решать проблемы |
|
|
7 |
Умение грамотно говорить |
|
|
|
итого |
|
|
|
оценка |
|
Приложение № 3
1.С какого времени берут своё начало русско-казахские отношения? (с 16 века)
2.Кто торговал со Старшим жузом? (купцы Строгановы)
3.Кого называли «дикокаменными киргизами», «каракиргизами» или «бурутами»? (киргизов)
4.Почему казахи были заинтересованы в связях с Россией? (военный союз, торговые связи)
5.Почему русские были заинтересованы в связях с казахами? (плацдарм для дальнейшего продвижения в Среднюю Азию, Индию, Афганистан и др. гос. Аззии, рынок сбыта, сырьевая база, полезные ископаемые, казахи новое податное население)
6.Кто предпринимал попытки создания военного союза с Россией и почему? (Абулхаир, из-за войны с джунгарами)
7.Почему Россия не заключила военный договор с казахами? (из-за войны с Швецией)
8.О каком городе доносили Петру 1, что там имеются «золотые россыпи»? (г. Еркети)
9.Кто предложил Петру 1 план строительства линий военных укреплений от Тобольска до Еркети? (Гагарин М. П.)
10.Для чего была отправлена экспедиция И. Д. Бухгольца (для строительства военных укреплений)
11.В каком году и какая крепость была заложена первой (1715г. Ямышевская крепость)
12.Какие крепости были построены по Иртышу с 1716 по 1720 гг.
13.Для чего царскому правительству нужно было строить военные укрепления? (для усиления позиции царских властей в бассейне реки Иртыш с целью последующего присоединения Казахстана и Джунгарии к России)
14.Что лежало в основе приграничных конфликтов? (земельные противоречия)
15.В каком году войска Абулхаира заняли территорию между Яиком и Волгой? (1723-1724)
16.В каком году произошло сражение между казахами и Омским военным гарнизоном? (1731)
Приложение № 4
Конверт 1
Что побуждало казахов идти на сближение с Россией, и какие цели преследовал царизм в Казахстане?
Конверт 2
Когда и для чего началось строительство линии военных укреплений по правому берегу Иртыша?
Конверт 3
Каковы были причины приграничных конфликтов между Россией Младшим и Средним жузом?
- 16796 просмотров