9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема любви в поэзии М. И. Цветаевой: «Мне пара крыл прекрасных дана…»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Стаханова О.Б. учитель русского языка и литературы
СОШ № 10

Женщина часто бывает гениальна в любви, её отношение к любви универсально, она вкладывает в любовь всю полноту своей природы и все упования свои связывает с любовью.Н. Бердяев

 

I. Организационный момент

 

Создание эмоционального настроя учащихся.

Звучит музыка Грига, любимого композитора М. И. Цветаевой. На фоне музыки ученица исполняет стихотворение М. Цветаевой «Кто создан из камня».

Тема любви в поэзии М. И. Цветаевой: «Мне пара крыл прекрасных дана…»
  • Кто создан из камня, кто создан из глины, — / А я серебрюсь и сверкаю!
    Мне дело — измена, мне имя — Марина, / Я — бренная пена морская.
    Кто создан из глины, кто создан из плоти — / Тем гроб и надгробные плиты…
    — В купели морской крещена — и в полёте / Своём — непрестанно разбита!
    Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети / Пробьётся мое своеволье.
    Меня — видишь кудри беспутные эти? — / Земной не соделаешь солью.
    Дробясь о гранитные ваши колена, / Я с каждой волной — воскресаю!
    Да здравствует пена — весёлая пена — / Высокая пена морская!

II. Вступительное слово учителя

Однажды, отдыхая в Коктебеле у Максимилиана Волошина, Марина Цветаева сказала:
— Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень.

На что М. Волошин ответил:
— Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым красивым камнем.

Пожалуй, в этой истории вся Марина, ещё юная, но уже такая, какой она останется в своих стихах и в жизни — романтик и максималист. А стихи и жизнь сплетёт в одну самую главную тему своего творчества — тему любви.

III. Проверка домашнего задания

Гете сказал: «Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта».

Поэтический мир уникален. И путешествие в поэтический мир М. И. Цветаевой вы начали с её программных стихотворений «Кто создан из камня» и «Что же мне делать…»

(Дома учащиеся анализировали одно из стихотворений по плану: выписать из текста стихотворения слова, с помощью которых поэтесса создаёт образ лирической героини; определить, в каких отношениях с миром находится героиня; подобрать понятия для определения каждого из миров; сделать вывод о принадлежности М. Цветаевой к литературному направлению).

Учащиеся: Поэтесса характеризует мир героини с помощью слов: серебрюсь, сверкаю, бренная пена, измена, крещена, поёт, непрестанно разбита, кудри беспутные, своеволие, дробясь, воскресаю; ребром и промыслом певчая, невесомость, безмерность. Мир лирической героини противостоит миру обыкновенных людей. В «мире гирь» и «мер», где «вдохновенье хранят, как в термосе», среди обыкновенных, созданных из камня и глины, она «невесома», «безмерна». Она подобна Венере — богине любви, рождённой «бренной пеной». Образ символичен для Цветаевой:
«Марина» — в переводе с латинского букв. «морская».

— Не примкнув ни к одному из модернистских течений начала ХХ века, кем по своему поэтическому мироощущению оставалась Цветаева?

Романтиком. Доказательством этому служат стихи цикла «Поэт» (1923). А в 1929 г. Цветаева напишет в письме Марку Слониму: «Вот у Бодлера поэт — это альбатрос…ну какой же я — альбатрос? Просто ощипанная пичуга, замерзающая от холода, а вернее всего — потусторонний дух, случайно попавший на эту чуждую, страшную землю»

Вывод: безумная нечеловеческая высота, энергия, напряжённость, максимализм, «безмерность в мире мер», которую нам сегодня ещё предстоит ощутить — вот что по-настоящему определяет особенность цветаевского чувства. И главное из чувств — любовь.

(Дальнейшая работа будет носить характер исследования, целью которого будет определение своеобразия любовной лирики М. И. Цветаевой, прочтение её любовной поэзии в контексте времени).

IV. Знакомство с философским видением понятия «любовь»: работа в парах.

Поэтический мир уникален, и всё-таки зависим от философии времени. Поэзия Серебряного века выражает философское видение любви.

— Ознакомьтесь с высказываниями русских философов начала ХХ века и определите, как они осмысляли значение любви в жизни человека. Работая в парах, обменивайтесь мнениями, самостоятельно ведите записи в тетрадях. По итогам обсуждения составьте ассоциативный ряд, возникший в связи с понятием любви в философии начала ХХ века.

Н.Бердяев: «…Любовь есть не только источник творчества, но и сама любовь к человеку есть творчество, есть излучение творческой энергии. Любят ни за что. Любовь есть благодатная излучающая энергия. Величайшая тайна жизни скрыта в том, что удовлетворение получает лишь дающий и жертвующий, а не требующий и поглощающий. Всякое творчество есть любовь…»

П.Флоренский: «Любовь открывает для человека новые возможности, просветляет и озаряет его, способствует введению его в Столп Истины…»

В.Соловьёв: «…Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма…»

«В русской литературе в высшей степени развиты превращённые формы Эроса, где он выступает как Эрос сердца и Духа». «Жизнь разводит влюблённых для того, чтобы усиливались духовные тяготения и чтобы стягивалась из конца в конец вся необъятная Русь, перекрёстными скитаниями рассеянных по ней существ, как ветры, гуляли по ней души тоскующих в разлуке». «Русская любовь — это взаимное истязание, страдание, и в нём — наслаждение. Телесной похоти здесь нет, зато есть похоть духа».

Заслушиваем ответы учащихся.

Учащиеся размышляют о том, что такое любовь в понимании русских философов, почему в любви заключена полнота жизни человека, говорят о смысле, важности, настоятельной потребности этого чувства, осмысливают в высказываниях слова жажда и жертва, определяют, в чём русские философы видят национальное своеобразие русского чувства любви.

Итог работы в парах: составление ассоциативного ряда, возникающего после знакомства с размышлениями о любви русских философов начала ХХ века. Примерный набор ассоциаций: потребность, преображение, наслаждение, творчество, бескорыстие, страсть, самопожертвование, спасение, страдание, истязание, одухотворение, возвышение, всепоглощающее чувство, духовное тяготение и т. д.

(Запись ассоциаций выполняем в таблице, в первом из трёх столбиков: понимание любви русскими философами).

V. Литературная композиция

— Какое место занимала любовь в жизни и творчестве М. Цветаевой?

Звучит композиция: отрывки из писем М. Цветаевой:

«Вчера вечером я вышла и дома, чтобы снять бельё, ибо надвигался дождь. И приняла в свои объятья весь ветер, — нет! Весь север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошёл в дом, но едва я уснула, он умчал меня с собой в море. И всё же это называется только так: я люблю тебя».

«Мой Серёженька!.. Если от счастья не умирают, то во всяком случае — каменеют. Только что получила Ваше письмо: Закаменела… Не знаю, с чего начать. — Нет. Знаю, с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к вам…»

  • Как жгучая, отточенная лесть / Под римским небом, на ночной веранде,
    Как смертный кубок в розовой гирлянде — / Магических таких два слова есть.
    Мне синь небес и глаз любимых синь / Слепят глаза. — Поэт, не будь в обиде,
    Что времени мне нету на латынь!
    Любовницы читают ли, Овидий?! / Твои тебя читали ль? — Не отринь
    Наследницу твоих же героинь!

Из писем М. Цветаевой: «Психею (невидимую) мы любим вечно, потому что невидимое в нас любит — только душа!»; «Я — не для жизни. У меня всё — пожар! Мне больно, понимаете? Я ободранный человек, а вы все в броне. У меня на глубину — ни-че-го. Всё спадает как кожа, а под кожей — живое мясо или огонь: я — Психея…»

VI. Постановка проблемного вопроса

Учитель: Она любила всю жизнь, многих, по-разному. И часто была осуждаема за свою любовь. «Скрещение судеб» — такое название дала своей книге о М. Цветаевой Мария Белкина. «В жизни нет ничего случайного, и случайных встреч не бывает», — любила говорить М. Цветаева. Каждая встреча — это божественное веление судьбы. И именно скрещение судеб рождало поэзию. Кто адресат любовной лирики М. Цветаевой, кто рождал чувство, провоцировал рождение стиха — это не важно. «Моя душа — мгновений след», — скажет поэтесса. Мгновений пересечения: с мужем Сергеем Эфроном, единственным и всю жизнь любимым; 20-летней дружбы с Максимилианом Волошиным, ангелом-хранителем Цветаевой, с которым ощущала «равенство души и глагола»; мгновений страстной любви к. Родзиевичу; переписки и дружбы до самой смерти с Б. Пастернаком, которые начались одиннадцатью берлинскими неделями сплошных встреч и общения; увлечения М. Рильке, А. Бахрахом, критиком, которого Цветаева в жизни своей никогда не видела; с О. Мандельштамом, первым поэтическим увлечением; А. Тарковским, В. Маяковским, составлявшими круг общения после эмиграции; актрисой С. Голлидей, режиссёром В. Завадским, поэтессой С. Порнок.

И «каждый стих — дитя любви».

— В чём исключительность чувства любви лирической героини М. Цветаевой? Какие переживания, чувства становятся лейтмотивом любовной поэзии Цветаевой?

VII. Трактовка символов в любовной поэзии: индивидуальное задание.

Самые проникновенные строки посвящены Сергею Эфрону.

Чтение стихотворения «Писала я на аспидной доске».

К уроку было дано индивидуальное задание поработать со словарём В. В. Похлёбкина «Международная символика и эмблематика» и проанализировать стихотворение, исходя из трактовки символов. (Учащийся анализирует стихотворение, опираясь на образы: образ радуги небесной — символ отражения божественного света; образ креста — символ страдания, жертвы; образ кольца — символ верности. Делает вывод, как эти образы помогают поэтессе выразить своё понимание любви).

Другой учащийся анализировал стихотворение «Солнце — одно, а шагает по всем городам…» У стихотворения нет названия: поэтесса не хочет сузить рамки восприятия. Определяется ключевой образ солнца. Что даёт он для понимания авторского замысла? Солнце — любовь как основа жизни на земле, без чего жизни не бывает, т. е. любовь — насущно необходимое чувство.

VIII. Анализ и интерпретация поэтических текстов: работа в парах

Итак, «безмерность в мире мер» характеризует мироощущение лирической героини любовной лирики Цветаевой.

— Какие же чувства становятся лейтмотивом в состоянии лирической героини? Какие лики, оттенки приобретает это чувство в поэзии Цветаевой?

(Каждая пара учащихся анализирует определённое стихотворение по плану и формулирует вывод).

Стихотворение. «Мировое началось во мгле кочевье…» Любовь — это вселенское чувство, непреодолимая жажда любви.

Стихотворение «Строительница струн». Любовь — всепроникающее чувство.

Стихотворение «Я тебя отвоюю…» Героиня воинствующая, решительная.

Стихотворение «Откуда такая нежность…» Нежная, трепетная.

Стихотворение «Я — страница твоему перу…» Жертвенная, растворяющаяся в чувстве любимого.

Стихотворение «Никто ничего не отнял…» Мудрая, просветлённая.

Стихотворение «Любовь! Любовь! И в судорогах…» Клятва верности любви, возможность раскрыть все богатства души, самовыразиться.

Стихотворение «Пригвождена к позорному столбу». Любовь, за которую все осуждают. Готовность за любовь на любую жертву.

Стихотворение «Надпись в альбом». Любовь, сохранённая в памяти как пленительный миг.

Прослушивание песни на стихи М. Цветаевой, музыка М. Таривердиева «Мне нравится». Вопрос для активного слушания:

— Как песня в кинофильме помогала режиссёру в создании образа главной героини, что песня добавляла к характеру?

Стихотворение «Мне нравится». Благодарное приятие любви, готовность к ней, её предчувствие.

Стихотворение «Провода». Символ любви как связи душ, подобной невидимому электрическому току.

Стихотворение «Расстояние: вёрсты, дали…» Тема несостоявшейся любви.

Учитель: Трагедия — в разминовении, невстрече людей, предназначенных друг другу судьбой.

  • Даны мне были и голос любый / И восхитительный выгиб лба.
    Судьба меня целовала в губы, / Учила первенствовать Судьба.
    Устам платила я щедрой данью, / Я розы сыпала на гроба…
    Но на бегу меня тяжкой дланью / Схватила за волосы Судьба

Судьба — разлучница, но и союзница Духа. Сила страдания усиливает чувство. Цветаева: «Когда я без человека, он во мне целей и цельней».

«Сердечная волна не вздымалась бы так высоко и не превращалась бы в Дух, когда бы ей не преграждала путь старая немая скала — Судьба» — эти слова Гёльдерлина любила повторять М. Цветаева.

Обобщаем. — Сформулируйте и запишите, какие черты присущи лирической героине Цветаевой. Максимализм, бескомпромиссность, сверхраспахнутость, сила духа, честность, мужество, несгибаемость при женской хрупкости, страстность, благородство, искренность и т. д.

Вывод. Заполните второй столбик таблицы ассоциациями в связи с понятием любви в лирике М. Цветаевой.

Примерный ряд ассоциаций: потребность, необходимость, спасение, жертва, душа, страдание, разлука, невстреча, духовная связь, сокровенность, самоотдача и т. д.

IX. Интерпретация стихотворений и составление пятистиший: Работа в группах

Учитель: Но ряд ассоциаций не будет полным без определения всеобъемлющая. См. слова Н. Бердяева в эпиграфе. Цветаева гениальна в любви этой своей всеобъемлемостью.

— Чтобы убедиться, что такое понимание гениальности в любви присуще Цветаевой-поэту, поработайте с текстами стихов (работа в группах). Интерпретируйте стихотворения и итоги интерпретации оформите в виде пятистишия, в котором сформулируете, в чём сублимируется (воплощается) чувство любви у Цветаевой в стихах на другие темы.

(Пятистишия составляются по схеме: слово; 2 прилагательных к нему; 3 глагола; предложения из 4-х слов; синоним. Этот прием помогает учащимся научиться чётко формулировать, видеть существенное).

Стихи для интерпретации и выводы: «В чёрном небе слова начертаны» — любовь к творчеству; «У тонкой проволоки над волной овсов…» из цикла «Ахматовой» и стихотворение «Ты проходишь на запад солнца» из цикла «Блоку» — любовь-преклонение перед творческой личностью; «Тоска по родине! Давно…» — любовь к родине; «Маленький домашний дух» — любовь к дочери; «Наконец-то встретила…» — любовь к людям; «Благодарю, о Господь…» — любовь к жизни вообще.

X. Создание модели художественного пространства любовной лирики М. Цветаевой: работа творческой группы

Один учащийся (в классе есть ученица, увлечённая поэзией М. Цветаевой) анализировал стихи и отбирал символы, присущие поэзии Цветаевой, а второй учащийся изобразил это художественно (рис. 1). Композицию учащиеся продумывали совместно. Далее — работа учащихся.

Модель художественного пространства любовной лирики Марины Цветаевой.

1) В стихах М. Цветаевой встречается образ радуги, который символизирует собой отражение божественной силы, истины. Радуга — это отражение солнца, символ счастья и любви. С радугой Цветаева ассоциирует любовь, разноликую и божественную.

2) Солнце — это символ света, богатства, изобилия. Для Цветаевой это изобилие любви. Солнце — одно, а шагает по всем городам./ Солнце — моё, я его никому не отдам.

3) Образ лиры встречается в стихах Цветаевой как символ творчества. Её стихи, прерывистые и неровные, но живые, а не искусственные, звучат, словно свободное и тяжёлое дыхание.

  • Так плыли: голова и лира / Вниз, в отступающую даль.
    А лира повторяла: — мира, / А губы повторяли: — жаль.

4) Образ птицы ассоциируется с полётом души. Этот полёт необходим поэту для жизни и творчества.

  • Как правая и левая рука — / Твоя душа моей душе близка.
    Мы смежены, блаженно и тепло, / Как правое и левое крыло.
    Но вихрь встаёт — и бездна пролегла / От правого до левого крыла!

Цветаева пишет:

  • Если душа родилась крылатой — / Что ей хоромы и что ей хаты.

 

Душа для поэта — это воплощение любви. А любовь для Цветаевой — божественный дар. Она любит только душой.

  • В поте — пишущий, в поте — пашущий! / Нам знакомо иное рвение:
    Лёгкий огонь над кудрями пляшущий, — / Дуновения — вдохновения.

Любовь вдохновляет Цветаеву:

  • Ты — крылом стучавший в эту грудь, / Молодой виновник вдохновенья —
    Я тебе повелеваю: — будь! / Я — не выйду из повиновенья.

 

5) Но любовь у Цветаевой всегда трагична и всегда в разлуке. Поэтому сквозным образом в её творчестве проходят поезда и корабли.

  • Я вижу мачты корабля, / И вы — на палубе…
    Вы — в дыме поезда… Поля / В вечерней жалобе…

Корабль и поезд символизируют собой расстояние и разлуку.

  • Увозят милых корабли… / Уводит их дорога белая.

6) В стихах Цветаевой можно встретить руки или ладони, которые всегда открыты миру. Руки — это символ любви к людям.

    Наконец-то
  • встретила / Надобного — мне:
    У кого-то смертная / Надоба — во мне…
    И за то, что с язвою / Мне принёс ладонь,
    Эту руку сразу бы / За тебя в огонь

7) Если в поэзии Цветаевой возникает рябина, то она олицетворяет собой любовь к родине. Рябина стала символом цветаевской судьбы, горькой, надломленной, обречённо пылающей высоким багряным костром.

  • Жаркою кистью / Рябина зажглась.
    Падали листья, / Я родилась.
    Мне и доныне / Хочется грызть
    Жаркой рябины / Горькую кисть.

8) Цветаева преклонялась перед божественным даром творческой личности Блока, Ахматовой, Мандельштама и других. Поэтому их поэтесса олицетворяла с крыльями ангела, то есть в своих стихах Цветаева обожествляла поэтов. К Блоку она обращалась так:

  • И по имени не окликну, / И руками не потянусь.
    Восковому, святому лику / Только издали поклонюсь.

Ахматову она превозносит:

  • Но человечески мила / Её дремота.
    От ангела и от орла. / В ней было что-то.

 

Если для всех Ахматова — просто женщина, для Цветаевой она — небесный лик.

Для всех, в томленье славящих твой подъезд, — / Земная женщина, мне же — небесный крест!

Тебе одной ночами кладу поклоны, — / И все твоими очами глядят иконы.

9) Цветаева всегда чувствовала руку Бога. Это отразилось и в поэзии. Символом божественной силы стали колокола. Для неё колокола — это иной мир, мир любви и умиротворения — необходимых условий для творчества.

  • … Я бы хотела жить с Вами / В маленьком городе,
    Где вечные сумерки / И вечные колокола.

XI. Обобщение

— Насколько актуально, современно звучит для нас Цветаева сегодня? Трудно ли любить по её меркам любви? Трудно. Но только в этом случае, только в этих измерениях любовь становится чувством, созидающим в человеке человека, т. е. творящим, божественным началом в жизни человека. Следовательно, актуальна будет всегда. Это та «пара крыл прекрасных», которая всегда будет поддерживать человека.

XII. Экспресс-опрос с целью проверки степени усвоения новой темы

На основе цитатного плана урока составьте план-тезис по теме урока (к каждому пункту плана формулируют тезисы и оформляют в виде таблицы).
Цитатный план урока. «Я — бренная пена морская» «Безмерность в мире мер». «Мне синь небес и глаз любимых синь слепят глаза». «Моя душа — мгновений след». «Всё понять и за всех пережить!». «Так вбаливаются в любовь». «Солнце — одно, а шагает по всем городам».

XIII. Домашнее задание

Всем: Заполнить третий столбик в таблице своими ассоциациями и сделать вывод.

Дифференцированно: Написать сочинение-эссе «Лики любви в поэзии М.И. Цветаевой» или создать свою модель художественного пространства любовной поэзии М.И. Цветаевой.

Категория: