Тема: Насекомые. Пчелы
Шумекова Алтынай Юрьевна воспитатель Ясли-сад «Айнагуль», стаж 8 лет, вторая категория. Жамбылский район с. Пресновка, СКО |
Интегрированная учебная деятельность
Область: Познание/творчество
Подобласть: экология/аппликация
Тема: Насекомые. Пчелы.
Цель: Расширить знания и представления детей о многообразии насекомых и особенностях внешнего вида пчелы
Задачи
• Уточнить представления детей о пчелах, их отличии от других насекомых.
• Формировать представления о том, что пчелы-полезные насекомые (собирают цветочный сок-нектар, из которого получается мёд).
• Развивать воображение; умение высказывать свои мысли.
• Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.
Билингвальный компонент: көбелек — бабочка, інелік — стрекоза, қан қызы — божья коровка, көктем -весна, аю — медведь
Материал: Картинки с изображением насекомых (мухи, кузнечики, пчёлы, стрекозы); соты (настоящие); коробка — подарок; банка с мёдом; вырезанные из бумаги цветы; аудиозапись музыки; цветок на каждого ребенка с пожеланием, клей на каждого ребенка, шаблоны пчел.
Ход занятия:
Дети сидят на стульях.
Воспитатель Сәлеметсіздерме, қонақтар, балалар.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, посмотрите сколько к нам гостей пришло. Давайте поприветствуем их.
Дети: Сәлеметсіздерме, конақтар!
Мы приветствуем гостей,
Наших воспитателей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых!
Круг радости
— Ребята, посмотрите, у каждого из нас на стульчике расцвел цветочек радости. Он не простой цветок, а с секретом. Возьмите каждый свой цветочек, переверните его, и вы увидите, в чем его секрет.
Он заключается в том, как нужно сегодня поприветствовать друг друга. У кого нарисована улыбка — улыбнется друзьям. У кого ладошка — пожмет руку. У кого нарисовано сердечко — обнимет друга.
Другу руку протяну,
Слово доброе скажу.
С ним сердечно обнимусь
И, конечно, улыбнусь!
(Дети приветствуют друг друга, как рекомендовано это в цветах с секретом).
Воспитатель Ребята, какое сейчас время года? Кәзір жылдың қай мезгілі? Көктемнін айлары қандай? Назовите весенние месяца. Какие изменения произошли в природе? Табиғатта қандай өзгірістер болды?
На этот вопрос мы ответим с вами музыкально.
Дети исполняют песню «Көктем келді»
Ребята, а вы были в весеннем лесу? Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в весенний лес, все готовы?
Остановка на поляне, где много цветов
Беседа: Что мы видим вокруг? Какие они? А кого они привлекают? А каких вы знаете насекомых?
Загадки: угадайте, о каких насекомых я буду говорить.
1.У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие- большие глаза.
Называем ее.....(стрекоза)
2.Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжжу, когда кружусь......(Жук)
3. Она легка, красива,
Изяшна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.....(Бабочка)
4. Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки,
Черненькие точки.....(Божья коровка)
5. Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск и мед.
Людям всем она мила
А зовут её.......(Пчела)
Останавливаясь у берлоги.
Воспитатель Ой ребята, что это? Берлога, а в ней кто-то спит.
Дети: Это — аю — медведь! А что он делает? Почему? Ведь ему уже пора вставать! А давайте разбудим медведя, аюды оятайық?
Физминутка: «Аю, аю тұршы»
(Медвежонок здоровается с детьми).
Аю: Сәлеметсәздерме, балалар! Көп, көп рахмет сендерге!
Аю: Ребята, (гладя себя по животу), что-то я проголодался. Заглядывает в свой бочонок, но мёда там не находит.
Воспитатель Ребята, а вы знаете, чем питается медведь? А что любит больше всего на свете? Правильно мед, а кто нам его дает, вы знаете? А ты медведь знаешь?
Аю: нет (грустно) я мед очень люблю, но никогда не задумывался откуда он берется и кто нам его дает.
Воспитатель Мишутка предлагаю вместе с нами отправиться в детский сад и узнать, откуда берётся мёд. А вы знаете?
Дети: Его дают пчёлы! Они берут его из цветов! Мёд есть в ульях!
Воспитатель Правильно его делают пчёлы. А как выглядит пчела? Найдите её на картинке.
(Показываю картинку с изображением насекомых: муха, кузнечик, стрекоза и пчела).
Дети: Вот она! Жёлтая, в черную полоску. У неё шесть лапок. Есть усики. Она красивая!
Воспитатель Я предлагаю вам посмотреть слайды.
Показ слайда.
У пчелы крылышки и полосатое брюшко.
Собрать нектар летит пчела,
Тончайшим хоботком,
Ей приготовленный с утра,
Раскрывшимся цветком.
Душистый и целебный сок,
В дом — улей унесет,
И детям, как наступит срок
Подарит вкусный мёд.
— А как пчёлы делают мёд? Они хоботками высасывают сладкий сок — нектар из глубины цветка (показываю цветок) и несут его в свой дом — улей или дупло дерева. Там закладывают его в соты, которые заранее делают из воска (показываю соты).
Рассматривание сот. Показ меда и дегустация меда.(одноразовые ложечки)
Мёд очень полезный и вкусный, пчёлы им питаются. А чем он полезен людям?
Дети: Меня лечат им от простуды! Меня однажды натирали медом в бане! Он вкусный, с ним приятно пить чай!
Воспитатель Мёд помогает при простуде, им лечат раны. Раньше люди не умели делать сахар, вместо сахара они ели мёд. Сейчас мёд добавляют в торты, конфеты. Вот как много пользы приносят пчёлы. Можно их ловить и уничтожать, ведь иногда пчела жалит?
Дети: Нет! Ловить и уничтожать их нельзя! Пчелы защищаются, когда жалят.
Воспитатель Давайте поиграем.
Игра «Пчелки»
Мишутка очень любит мёд. Представьте, что вы пчёлы. Вечером вы собрались на полянке и уснули. (Дети садятся на корточки и закрывают глаза). А утром...
Утром пчёлки все проснулись.
(встают и протирают глаза)
Улыбнулись, потянулись.
(улыбаются и потягиваются)
Раз — росой они умылись,
(«умываются»)
Два — изящно покружились,
(кружатся)
Три нагнулись и присели,
(нагнулись и присели)
На четыре полетели.
(летают и жжужжат)
— Прошу сесть всех «пчелок» на место.
Воспитатель Молодцы, пчелки!
Воспитатель Ой, вы слышите, где то жужжит пчела.
Прилетает пчела грустная.
Воспитатель что-то наша гостья грустная, что с тобой? Почему такая грустная?
Пчела: В этом году много цветов, ветер раздувает всю пыльцу и мы не успеваем её собрать. А так хочется сделать вам много меда на зиму, чтобы вы не болели.
Воспитатель Ребята, как вы думаете, а мы можем ей помочь? Давайте сделаем ей друзей и порадуем нашу пчелку.
Повторение и творческое задание
Воспитатель сядем за столы, и прежде чем приступить к работе, вспомним правила безопасности при работе с ножницами.
Дети: ножницами нельзя баловаться, передавать друг другу нужно тупым концом, клем нужно пользоваться тоже аккуратно, в рот брать нельзя и мазать друг друга тоже.
Воспитатель Обращает внимание на осанку детей, за тем, что бы правильно держали ножницы в руках и т. д.
Дети работают за столами с ножницами, клеем.
Воспитатель (после окончания работы): Молодцы, ребята! А теперь посадим пчел на соты и отдадим их пчелке.
Дети рассаживают пчел на соты
Пчелка: благодарит детей за помощь, дарит им бочонок с медом, прощается с ними и улетает.
Воспитатель Аю, теперь ты знаешь, кто дает нам мед?
Аю: Спасибо вам, ребята! С вами я многое узнал, что- то я задержался у вас, мне пора возвращаться в лес.
Воспитатель Ребята, поделимся с мишкой медом?
(Дарим бочонок с медом мишке)
А медведь дарит детям сладенькие подарки. Сау болыңыздар!
Итог занятия
Воспитатель. Наше «медовое путешествие» подходит к концу. Скажите, ребята, трудно ли быть пчелой?
Дети: Очень трудно! Чтобы запасти мёд, надо много раз лететь к цветам!
Воспитатель Что нового узнали? Где новое пригодится? А что вам понравилось на занятии больше всего?
Дети: Мы узнали о пользе мёда. Увидели домик пчел.
Узнали, что пчела очень полезное насекомое. Чтобы пчела не укусила, её нельзя дразнить!
Воспитатель Молодцы, ребята! Хорошо работали! Теперь попрощаемся с нашими гостями. Сау болыңыздар!
- 13624 просмотра