Тема: «Оперное искусство композиторов Казахстана»
Байназарова Ж.Т. |
Опера М.Тулебаева «Биржан и Сара»
Тип урока: урок формирования новых знаний, комбинированный.
Цель урока: познакомить учащихся с жанром опера, на примере оперы М.Тулебаева «Биржан и Сара».
Задачи урока:
- образовательная — знакомство с жанром «опера»;
- развивающая — развитие музыкального мышления у учащихся;
- воспитательная — воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине
Виды детской музыкальной деятельности:
- восприятие музыки.
музыкально-познавательная деятельность
Формы:
- коллективная, индивидуальная
Методы:
Словесно-наглядный , частично поисковый, наглядный.
Наглядные пособия:
- фотографии, иллюстрации композиторов, оркестра, дирижера, театра оперы и балета.
- фонохрестоматия.
Оборудование:
- Фортепиано, магнитофон,CD диски, видеопроектор.
Репертуар:
1. Отрывки из оперы
2. Закрепление казахской песни «Ақ көгершін» слова Н.Баймухамедова, музыка А.Жубанова
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие
Вход детей в класс. Музыкальное приветствие.
II. Познавательный этап
Учитель: Как вы думаете, чем отличается опера от балета?
Дети: В опере — все поют, а в балете все танцуют.
Учитель: молодцы
История создания оперы. Опера родилась в Италии в 1600году, в городе Флоренция, братьями Медичи.
Шел 1600 год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояла свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи — Марии. Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, во дворце собрался цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры, известный литератор Оттавио Ринуччини,
Значение термина «опера». «Опера — это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Учитель: Значит что такое речитатив — это диалог под музыку, «говорю нараспев».
Клаудио Монтеверди стал чередовать речитативы с распевными мелодиями. Эти мелодии стали называться «ариями». Ария — это напевная мелодия с широким голосом и дыханием (что
Учитель: Чем отличается речитатив от арии?
Дети: В арии распевно поют мелодию, а в речитативе герои бросают короткие фразы — реплики.
Учитель: Давайте вспомним, что такое хор?
Дети: Хор — это коллективное пение.
Учитель: А для чего нужен в опере хор? Чтобы изобразить войско, толпу народа, рабочих, и иных массовых участников спектакля. Опера неразрывно связана с балетом, танцовщики не поют, а только танцуют. Танцы украшают оперное действие. Опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя — дирижёра.
Учитель: А кто такой дирижёр?
Дети: Дирижёр — это руководитель оркестра
Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром дирижёрской палочкой и с помощью дирижерских жестов дирижер управляет всеми
В основе любой оперы, так же как и в балете, лежит
У нас в г. Алматы есть «Государственный Академический театр оперы и балета имени Абая», который был открыт 13 января 1934 года на базе, основанной за год до этого музыкальной студии. Первое представление состоялось в 1934 году, музыкальная комедия «Айман и Шолпан» на либретто М.Ауэзова. Так же в 1934году состоялась премьера первой казахской оперы «Кыз Жибек»
Учитель: А кто из вас ходил на оперу или балет?
(Ответы учащихся)
Успех первого спектакля был закреплен следующими операми: Е. Брусиловского — «Жалбыр» (1935) и «
Учитель: Когда зрители приходят в оперный театр, они, прежде всего, приобретают театральную программку. Я тоже сегодня вам раздам такие театральные программки. Посмотрите, с какой оперой мы с вами будем сегодня знакомиться?
Сегодня мы познакомимся с казахской оперой «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева в 4 действиях.
Учитель: А как называют человека, который пишет музыку?
Дети: Это композитор.
Учитель: правильно, молодцы.
Выдающийся казахский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, один из авторов гимна Республики Казахстана (совместно с Е.Брусиловским и Л.Хамиди 1992–2006). Мукан Тулебаев родился и вырос в ауле Карашыган, Алматинской области. За свою короткую жизнь М.Тулебаев успел создать более 100 музыкальных произведений. В 1942–1944 — дирижёр оркестра народных инструментов в
Автор либретто — писатель, заслуженный деятель науки Казахской ССР — Кажим Джумалиев. Он использовал два подлинных события: айтыс — соревнование в мастерстве поэтической и певческой импровизации между известным народным поэтом Биржаном Кожагуловым и талантливой поэтессой Сарой и, чреватое губительными последствиями, драматическое столкновение свободолюбивого певца со степным феодалом, волостным управителем Жанботой. Премьера оперы «Биржан и Сара» состоялась в г.
Содержание оперы: Действие происходит в дореволюционные годы в Казахстане. Прекрасен Кокшетауский край. Ярмарочное гулянье в казахском селении Куянды. Оживленно и радостно сегодня в степи, все громче звучат струны домбры. В лучшие наряды оделись степные чернокосые красавицы, мчатся на конях, подзадоривая друг друга окриками и шутками, молодые джигиты. Традиционные народные увеселения — праздничный айтыс, песни и пляски, борьба силачей, игра в кости, качели. Радостную весть приносит юноша Естай о том, что едет его друг, народный певец и поэт Биржан. Больше всех взволнована девушка Алтынай, влюбленная в молодого певца.
Алтынай, дочь волостного правителя Жанботы, но Биржан думает только о красавице Саре, народной певице. Собравшиеся будут свидетелями творческого состязания (айтыса) Биржана и Сары, двух прославленных мастеров народного пения. Но праздник омрачается появлением бая Жиенкула, всевластного богача. Среди его свиты подлый, льстивый Серик, телохранитель местного правителя Жанботы. Да и сам правитель не замедлил явиться на гуляние. Появление прекрасной Сары не ускользает от взора Жиенкула, пораженного ее красотой. Соревнование певцов прерывается приказом бая привести к нему Сару — она будет четвертой женой Жиенкула. Девушка решительно отказывается повиноваться.
Биржан обращается к баю и правителю Жанботе с резкой обличительной речью, а на угрозы правителя отвечает остроумной песней, высмеивающей Жанботу. Правитель приказывает стражникам схватить Биржана, но народ защищает любимого певца и вынуждает Жанботу и его приближенных удалиться с ярмарки. Биржан, сидя у своей юрты, воспевает в песне возлюбленную Сару. Старая мать Биржана не спокойна за сына. Еще больше встревожен его отец, которого муллы предостерегают от опасности столкновения с властями. Но Биржана не страшат богатеи и царские прислужники. Биржан охотно рассказывает друзьям о своих странствиях, о встречах с замечательным поэтом и борцом за свободу Абаем, он поет им чудесные песни Абая. Среди пришедших и его возлюбленная Сара, здесь же и ее соперница — Алтынай.
Оставшись на короткое время одни, Биржан и Сара клянутся друг другу в вечной любви и верности. Но опасность уже подстерегает влюбленных. Жанбота и его стражники силой уводят Сару в дом Жиенкула. Богато и пышно празднует свою свадьбу бай Жиенкул. Естай, чтобы помочь своему другу Биржану и спасти несчастную Сару, решает напугать бая и его гостей, рассказав, что Биржан от горя лишился рассудка — безумец опаснее дикого зверя. Новость эта, быстро распространяется и достигает ушей бая. Праздник, однако, продолжается. В торжественный момент гости в страхе разбегаются, пораженные появлением Биржана. В ужасе скрывается и сам жених. Оставшись наедине с Сарой, Биржан предлагает бежать в далекие края, где им помогут друзья. Но движимая слепой ревностью Алтынай приводит стражников, чтобы разлучить Биржана и Сару, хитрый Серик, подкравшись сзади, набрасывает на юношу петлю аркана. Биржан прикован к скале в горном ущелье, где его ждет суд.
Он измучен, теряет последние силы. Тайком от стражи Сара пробирается в ущелье, Свидание с любимой окрыляет Биржана, но следившая за ней Алтынай приводит к ущелью Жиенкула. Он велит сзывать народ на суд над неверной женой. Приходят Жанбота и муллы, чтобы вынести приговор: нарушитель закона останется в ущелье до смерти. Вбегают друзья Биржана, его мать, но уже поздно. Поэта нельзя спасти, он прощается с жизнью и умирает. Сара берет в руки его домбру, чтобы продолжить дело любимого, нести людям добро и свет своим искусством (иллюстрации, фрагменты из оперы «Биржан и Сара»).
Учитель: Сейчас мы прослушаем отрывки из оперы «Биржана и Сара» (танец — в исполнении симфонического оркестра, и песню «
Вопросы:
— определить задумку композитора;
— характер;
— динамику;
— темп;
— инструменты
— какой звучит хор (женский, мужской или смешанный)
(Ответы учащихся)
III. Распевка
Закрепление казахской песни «Ақ көгершін» слова Н.Баймухамедова, музыка А.Жубанова
- пение на слоги (ма, ме, ми, мо, му; да, де, ди, до, ду)
- пение гаммы
У каждого учащегося есть с предыдущего урока напечатанный текст казахской песни «Ақ көгершін». Закрепление и работа над казахским текстом.
IV. Обобщение урока
Учитель: Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Дети: мы узнали, что такое опера, казахскую оперу «Биржан и Сара», о композиторе М.Тулебаев, о дирижёре и его жестах, о том, что опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя — дирижёра.
Домашнее задание:
Составить кроссворд на пройденную тему: оперное искусство и опера «Биржан и Сара».
Выставление оценок.
Урок окончен. Всем спасибо, до свидания.
- 25317 просмотров