9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема: Почему Василиса в сказке «Царевна-лягушка» названа Премудрой?

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Астахова Наталья Ивановна учитель русского языка и литературы 1 категория, 23 года педагогического стажа село Ивано-Петровка Есильский район СКО

Тип урока: Урок получения новых знаний и комплексного применения имеющихся знаний.

Форма урока: Урок-беседа

Цель: Прийти к мыслям, пронизывающим текст русской народной сказки «Царевна- лягушка» (не суди о человеке по внешнему виду, смотри глубже, оценивай людей по делам, по внутренним достоинствам). Уловить общее движение сюжета истолковать смысл необычайных ситуаций, осознать идею сказки и характер ее героев.

Диагностические цели: научатся выделять основные эпизоды сказки, ученики смогут выявить качества характера героини, составлять монологическое высказывание на заданную тему.

Задачи:

1. Углубить знания учащихся по теории литературы: тема, идея, сюжет волшебной сказки, формировать умения выделять основное, главное в тексте.
2. Развивать навыки выразительного чтения и ассоциативного мышления. Развивать культуру речи.
3. Пробудить интерес к фольклору через волшебные сказки.

Методы и формы:

По источнику получения знаний — словесно-иллюстративные, наглядные, практические. По уровню активности познавательной деятельности исследовательская работа в парах, репродуктивный анализ. По функциям познавательной деятельности учащихся — рассказ интегрирование. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков — преобразование языкового материала; методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала — выполнение творческого задания.

Наглядность и оборудование урока: фильм — сказка,
иллюстрации русских народных сказок, презентация сказки «Царевна-лягушка», иллюстрация И. Билибина и репродукция картины В. Васнецова.

Ход урока

1.Организационный момент

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке, создать соответствующий эмоциональный настрой.

 Подготовка учащихся к восприятию произведения. Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрепит половица»

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровать подушки,
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняется звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки.

1) Что такое сказки, и откуда они к нам пришли?

2) Что хотели люди отразить в сказках?

3) Какие виды сказок вы знаете, приведите примеры и обоснуйте свои ответы?

4) Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», постоянные эпитеты?

5) Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?

Общая беседа, учитель подчеркивает следующее: сказка занимает особое место в устном народном творчестве.

2. Знакомство с произведением

Просмотр сказки (т. к. читали дома).

Дидактическая задача: помочь учащимся перенестись в доисторическое время. Чтение и просмотр сказки создает необходимый эмоциональный настрой учащихся на дальнейшую работу.

3. Этап выявления восприятия произведения

Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.

— Как вы озаглавили первый эпизод? «Сватовство царевичей»

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляются волшебство, загадочность, сказочность?

(В некотором царстве, в некотором государстве…., …. Где стрела упадет, там и сватайтесь; …Полетела его стрела прямо в топкое болото и подняла ее лягушка-квакушка)

2. Что изменится, если текст будет звучать так: «В государстве жил царь…. Испугался Иван, хотел убежать….?»

(Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным)

— Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго искал Иван — царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу:

— Конечно, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтоб лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна — лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь»

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой красавицы»?

(Необычность героини, умение разговаривать, таинственность, неясное желание узнать, что будет дальше).

Инсценирование эпизода сказки.

Специально подготовленные дети разыгрывают эпизод, стараясь передать основные мысли фрагмента.

Обобщающие вопросы.

— Что вы поняли, читая этот эпизод?

— Какие они — наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

Первое испытание «Выпечка хлеба за одну ночь» — 2 эпизод

Выразительное чтение отрывка по ролям.

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

5. — Царевна, увидев, опечаленного Ивана-царевича поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич, ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя. От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай — потом говори…»

6. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой)

Учитель читает отрывок — описание труда царевны (чтение выразительное, напевное). Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

7. Как вы думаете, почему народ о труде сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

8. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен?

С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление увидеть царевича, заслужить похвалы старших).

— Какие качества характера героини проявились во время испытания?

Второе испытание «Тканье ковра за ночь» — третий эпизод

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

1.Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами (работают в парах)

Чтение эпизода.

Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.

2.Понаблюдаем, как работает Василиса.

(Снова звучит описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой. Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять „звучит волшебность“.)

3.Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

(Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз).

4.Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

(В первый раз: «диву дался» удивился, во второй — «ахнул»).

Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван — царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы).

Третье испытание: «Присутствие на царском пиру» — 4 эпизод.

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

1) Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают ее достоинство).

2) Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

4) С какой целью автор — народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?

Василиса Премудрая…. пьет… остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жаренного — косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей… чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут.

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда). Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

5) Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

(Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.)

4. Беседа обобщающего характера

1) Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2) Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3) Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4) Чем удивляет и покоряет она нас?

6) В чем ее истинная красота?

Дидактическая задача: выяснить уровень восприятия сказки, отрабатывать навык формулирования монологического высказывания в форме рассуждения, использовать вопросы аналитического и эмоционально-оценочного характера, направленные на осмысление содержания сказки. Восприятие сказки организовано как на репродуктивном, так на проблемном уровне который создает мотивацию к перечитыванию текста и его анализу.

Вывод: Василиса Премудрая — образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны черты: величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки — быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина — Елена Прекрасная, Марья Маревна, Василиса Премудрая — обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота» В. М. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

5. Домашнее задание:

1) Обратитесь к иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова. Сравните эти работы, какой образ вам ближе? Обоснуйте свой ответ письменно.

2) Нарисуйте свою иллюстрацию. Какой вы себе представляете героиню сказки.

3) Подготовьте отрывок выразительного чтения эпизодов: «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со стариком».

Методическое обоснование урока.

Разрабатывая модель урока, учитель опирался на структуру урока.

На этапе подготовки школьников к восприятию темы учитель создает соответствующий эмоциональный настрой на урок чтением стихотворения Ф Кривиной и плавно переходит к вопросам, связывающим данный урок с предыдущим уроком.

Главная цель этапа — создать мотивацию на чтение, вызвать у школьников интерес к содержанию.

Этап выявления восприятия

При организации данного этапа урока учитель использует вопросы как аналитического характера, направленные на осмысление содержания сказки, восприятие на репродуктивном уровне, так и проблемного, который создает мотивацию к перечитыванию дельных эпизодов текста и его анализу.

Цель: раскрыть тему, основную идею сказки

Беседа обобщающего характера

При организации данного этапа учитель обращает внимание на те вопросы, которые выросли из нашего разбора. Группа вопросов ведет к определенному выводу. От вывода к выводу мы продвигаемся к цели, т. е. к идеи сказки. Каждый наш вопрос направлен на прояснение авторского отношения, к героям обратились к словам Горького и Даля.

На дом учащимся предложили выполнить творческое задание, которое свяжет данный урок с последующим уроком

Категория: