Тема: Путешествие по родному селу. Имя существительное. Глагол. Обобщение
Барвинко Ольга Райнгольдовна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, Казанская средняя школа, Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, село Казанка |
Цель: в нестандартной ситуации уметь применить свои знания о глаголе и существительном.
Задачи урока:
• Показать знания о глаголе и об имени существительном
• Развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление;
• Расширять кругозор и знания по краеведению;
• Развивать умение работать с информацией;
• Воспитывать патриотизм, прививать любовь к родному краю;
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Тип урока: систематизация и обобщения знаний
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: карточки, толковые словари, Слайды.
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, мои дорогие ученики! Посмотрите, какой светлый и прекрасный сегодня день. А какое у нас чудесное настроение! Наверное, это все потому, что у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте наших гостей, которые пришли посмотреть, что вы знаете и умеете по предмету и как применяете полученные знания на практике.
Начинаем урок русского языка.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
— Запишите число, классная работа.
— О чем идет речь? (загадки о глаголе и существительном)
Слайд 1 Слайд 2
Школа, дом, трава, земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван, велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар, окно, природа.
Изменяюсь по числам, по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я...(существительное).
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит —
Все расскажет нам...
2. Сообщение темы и целей урока
— Мы заканчиваем работать с глаголами и существительными
— Какие задачи мы поставим к уроку-обобщению?
Слайд 3
2 класс
— Главные задачи нашего урока:
- Закрепить умение находить существительные в тексте, определять род и число существительных.
- Применить свои знания на практике.
- Узнать об истории села Казанки
4 класс
Закрепить умение грамотно писать окончания глаголов, закрепить умение определять время, лицо, число и спряжение глаголов.
Применить свои знания на практике.
Слайд 4
— Наш урок будет не совсем обычным. Мы с вами совершим небольшое путешествие по нашему селу, не выходя из класса.
— Как называется наше село?
Слайд 5
— Сначала мы заглянем в историю села, узнаем о труде людей нашего села, поговорим о природе нашего края, традициях и достопримечательностях нашего села.
Немного истории. Слайд 6
Слайд 7
В 1893 году из Самарской губернии, Бульменского уезда поселка Федотовка, в поисках лучшей жизни, во главе с бывшим солдатом Степановым, отправились семь семей татар, страдавших от малоземелья и притеснения помещиков. Выехали они на лошадях. По прибытию губернатор узнает, что только у одного из всех есть фамилия. Он дает им фамилии. Так появляются Плотниковы, Пчельниковы — это по роду занятий. В мае 1894 года к месту прописки стали съезжаться переселенцы из многих областей России. Были семьи из Харькова — Печенкины, Дубовы, Печниковы, Черкасовы. Первыми были прописаны переселенцы, приехавшие под руководством Степанова. Поэтому им было предоставлено право, дать селу название. Так как они были из Казани, то попросили село назвать Казанка.
Работа с толковым словарём
Губернатор — глава области.
Уезд — округ, район.
Помещик — землевладелец.
Купец — владелец частного торгового предприятия.
Лавка — небольшое торговое помещение.
Прежде чем приступим к 1 заданию, давайте вспомним: что называется именем существительным, глаголом?
— Какие существительные относятся к именам собственным?
Сколько времён у глагола? Какие два вида имеет глагол?
1 задание
Выписать из текста 2 класс — 5 имён собственных. (самостоятельно)
4 класс — 5 глаголов определить их вид и время. (работа у доски)
Слайд 8
— Пришло время поговорить о природе края.
— Городским ребятам, чтоб посмотреть на эту красоту приходится выезжать за город, А мы с вами любуемся этим каждый день. Слайд 9, 10, 11, 12.
— А сейчас ребята отгадайте загадку? Слайд 13
Без чего не может (1) мама
Ни готовить (2), ни стирать (1),
Без чего, мы скажем (1) прямо,
Человеку умирать? (1)
Чтоб струился (2) дождик с неба,
Чтоб росли (1) колосья хлеба,
Чтобы плыли (1) корабли,
Чтоб варились (2) кисели,
Чтобы не было (1) беды-
Быть (1) нельзя нам без......(воды)
— Ребята как называется наша река? Слайд 14, 15
— Назовите главный источник питьевой воды нашего села? Слайд 16
Задание 2:
2 класс. Выписать существительные определить их род (работа у доски) Как вы определили род имени существительного?
4 класс выпишите глаголы, и определить спряжение (самостоятельно). Назовите окончания глагола 1 и 2 спряжения.
— Какие глаголы исключения вы знаете?
Взаимопроверка Слайд 17 (4 класс)
— А теперь пришло время поговорить о труде людей нашего села.
Слайд 18
Первые жители нашего села занималось земледелием: сеяли рожь, пшеницу, овес и ячмень. Все население было неграмотным. Государство выделило деньги на постройку школу на три класса. Эта школа была в центре села. Село быстро росло, росло и население. Вокруг были расположены села и аулы. Были лавки. На базар съезжалось много народу, купцы закупали скот и хлеб. Скот пригоняли для продажи из аулов.
— Что вы узнали из текста?
— Где сейчас трудятся жители нашего села?
3. Задание
2 класс
К именам прилагательным подобрать имена существительные из текста (самостоятельно групповая работа)
Спелая..... (рожь)
Родное.... (село)
Горячий.... (хлеб)
Светлая.....( школа)
4 класс
Проспрягать глаголы: сеять — у доски, расти — самостоятельно.
4. Физминутка. Слайд 19.
Традиции села. Слайд 20
— Ребята, а вы знаете, что такое традиция? Где мы можем узнать лексическое значение этого слова? Слайд 21.
— Какие традиции есть в нашем селе?
— Много лет в нашем селе существует традиция: 9 мая в центре села проводить торжественную линейку, посвященную дню Победы нашей армии над фашистскими захватчиками. Это событие отразилось и в народном творчестве. О доблести советских солдат много сложено пословиц. Давайте прочитаем и объясним пословицы. Слайд 22.
4 задание.
Мир стро... т, а война разруша... т.
Смелый побежда... т, а трус погиба... т.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Фашисты нам яму рыли, да сами в нее угодили.
2 класс
Записать пословицу. Вспомните и запишите ещё пословицу о Родине в тетрадь. У существительных определите число. (самостоятельно)
Пословицы о Родине
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Всякому мила своя сторона.
За морем теплее, а у нас светлее.
Где кто родится, там и пригодится.
Если народ един, он непобедим.
Кто за Родину горой, тот и герой.
На родной стороне и камешек знаком.
Жить — Родине служить.
В каком народе живёшь, того обычая держись.
Народная дружба и братство — дороже всякого богатства.
Наша сила — семья едина.
С родной сторонки и ворона мила.
Нет земли краше, чем страна наша.
4 класс
— Вы заметили, что в некоторых глаголах пропущена гласная в окончании.
Устно вставьте пропущенные орфограммы.
Какая пословица понравилась. Объясните смысл этой пословицы.
Достопримечательности села. Слайд 23.
— Какие достопримечательности есть в нашем селе? Слайд 24, 25, 26.
8. Дифференцированная работа с текстом. 4 класс
1 уровень.
Задание: Вставить пропущенные глаголы в тексте, пользуясь словами для справок.
Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей.
Вдруг враг _______________ обстрел. Но вот __________________ затишье. И вдруг до солдат ___________________________ плач ребенка. Маслов не ___________________ о смерти. Он _______________________ на помощь. Под страшным огнем Николай _____________________ к мосту. Он ______________________ маленькую немецкую девочку. Крепко ________________________ солдат ребенка к груди и _________________ назад.
Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник русскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка.
Слова для справок: усиливает, настаёт, доносится, думает, бросается, ползёт, видит, прижимает, ползёт.
2 уровень.
Задание: Вставить пропущенные глаголы, поставив их в нужную форму.
Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей.
Вдруг враг _______________ обстрел. Но вот __________________ затишье. И вдруг до солдат ___________________________ плач ребенка. Маслов не ___________________ о смерти. Он _______________________ на помощь. Под страшным огнем Николай _____________________ к мосту. Он ______________________ маленькую немецкую девочку. Крепко ________________________ солдат ребенка к груди и _________________ назад.
Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник русскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка.
Слова для справок: усиливать, наставать, доноситься, думать, бросаться, ползти, видеть, прижимать, ползти.
3 уровень.
Задание: Вставить, выбрав подходящие по смыслу глаголы в нужной форме.
Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей.
Вдруг враг _______________ обстрел. Но вот __________________ затишье. И вдруг до солдат ___________________________ плач ребенка. Маслов не ___________________ о смерти. Он _______________________ на помощь. Под страшным огнем Николай _____________________ к мосту. Он видит маленькую немецкую девочку. Крепко ________________________ солдат ребенка к груди и _________________ назад.
Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник советскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка.
Слова для справок: начать, усиливать, наставать, наступать, доноситься, долетать, думать, знать, предполагать, спешить, бросаться, кидаться, ползти, идти, бежать, нестись, прижимать, хватать.
2 класс.
Выписать из текста 2 предложения с одушевлёнными именами существительными. Подчеркни одушевлённые имена существительные.
Это случилось во время штурма Берлина. Николай Маслов прошел по дороге войны много километров. Здесь, на земле врага, он мстил за горе советских людей.
Вдруг враг усиливает обстрел. Но вот наступило затишье. И вдруг до солдата донёсся плач ребенка. Маслов не думал о смерти. Он спешит на помощь. Под страшным огнем Николай ползёт к мосту. Он видит маленькую немецкую девочку. Крепко прижимает солдат ребенка к груди и ползёт назад.
Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине стоит памятник советскому герою. Фигура солдата, опустив тяжелый меч, прижимает к сердцу ребенка.
— Прочитайте что у вас получилось?
— О чем вы узнали из текста? Как звали солдата? Какой подвиг он совершил? Слайд 27
9. Обобщение по уроку
— Чем мы занимались на протяжении всего урока?
— Ребята, как вы считаете? Справились вы с задачами урока? Слайд 28
— Что вам было трудно выполнять? Что вам больше всего запомнилось? Узнали ли вы что-то новое о своем селе?
10. Домашнее задание. Слайд 29, 30
— Посмотрите на схему нашего путешествия, выберите для себя тот маршрут, который вам понравилось больше всего. Нарисуйте рисунок и составьте к нему несколько предложений.
Список используемой литературы:
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
2. С. И. Ожегов «Словарь русского языка»
3. Электроннная библиотека Сабита Муканова
- 8718 просмотров