Тема урока: «Алфавит. Большая буква в именах собственных»
Хлеборобовская НСШ Район М.Жумабаева |
2 класс
Цели:
- формировать навык правописания большой буквы в именах собственных, решить орфографическую задачу — зачем нужно знать алфавит;
- учить пользоваться словарем, расширение кругозора и развитие связной устной речи учащихся;
- развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать;
- воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее;
- добиваться успешности учащихся в овладении речью путем логопедической зарядки.
Методы и приемы, используемые на уроке: деятельностный подход; групповая форма работы; логопедическая зарядка.
Оборудование:
- учебник русского языка для 2 класса (авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.Е.)
- карточки для словарной работы;
- несколько видов словарей, орфографические словари у учащихся.
Ход урока
1. Оргмомент
(Дети садятся по группам).
— Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Сегодня мы будем работать в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свои версии. В группе ответы дает каждый. Быть внимательным друг к другу. Умеешь сам — научи другого)
2. Чистописание
— Запишите в тетрадях число. Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.
3. Самооценка
Под самым красивым соединением букв поставьте точку.
4. Словарная работа
— Прочитайте слова (карточки со словами на доске).
Москва, Россия, граждане, Отечество, алфавит, человек.
— Какое слово лишнее? Почему? (алфавит — не гражданская тематика, граждане — множественное число и одушевленное существительное…)
— На какие две группы можно разделить слова? Докажите.
(Имена собственные и нарицательные).
По одному ученику у доски по ходу рассуждения расставляют карточки со словами, разбивая на две группы, а остальные выражают свое согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек (+, -, ?).
5. Формулирование темы и цели урока
— Прочитайте вторую группу слов, Сформулируйте тему урока.
(Большая буква в словах).
— Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?
(Научиться писать большую букву в словах)
— Отгадайте загадку:
- На странице букваря
33 богатыря.
Мудрецов — богатырей
Знает каждый грамотей.
— Правильно, это алфавит. Другая цель нашего урока — повторить и закрепить знания порядка букв русского алфавита.
6. Закрепление знания алфавита
Ученики хором и индивидуально повторяют алфавит.
— Расставьте слова в алфавитном порядке.
(Алфавит, граждане, Москва, Отечество, Россия, человек).
— Запишите эти слова по памяти.
7. Самопроверка
— Кто написал все шесть слов? Поставьте себе «5».
8. Повторение изученного об алфавите
Выставка словарей (несколько видов)
Для чего нужен алфавит?
Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале — фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия — по первой букве названия, при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий). Как вы считаете, удобно ли это? Почему?
Рассматривание различных словарей. (орфографические, этимологические (толковые), орфографические, диалектных слов и др.)
Но какими бы ни были словарь и энциклопедия, слова, информация в них располагаются строго в алфавитном порядке!
— Молодцы, ребята! Теперь можно и отдохнуть.
9. Физминутка
(Дети становятся в круг)
- Отдохнем мы, ребята, с пользой для нашего дыхания.
Мы подуем далеко:
Мы подуем близко:
Мы подуем высоко:
Мы подуем низко:
(Инструкция для выполнения: перед произнесением звука — забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).
10. Беседа о словах и именах
— Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? (Имя).
— Откуда пришли ваши имена?
В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие — это русские имена.
Очень легко понять, что они значат. Владимир — владеет миром. А Людмила? Светлана? А еще в русском языке есть имена, пришедшие к нам из греческого, древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имен тоже есть значения. Кто знает значение своего имени и откуда оно пришло?
Имена учеников и их значения
- Юлия (лат.) — кудрявая
Татьяна (греч.) — учредительниц
Ксения (греч.) — гостеприимство
Василий (греч.) — царственный
Олег (скандинавский) — святой
Сергей (лат.) — высокий высокочтимый
Айдар (баш.) — радостный, счастливый
Аяз (баш.) — чистый, прозрачный, ясный
Искандар (баш) — смелый, бесстрашный
Шамиль (башк.) — содержательный
Резеда (баш.) — от названия цветка
Эльвира (баш.) — светловолосая, румяная, янтарная
11. Работа в группах динамическая пауза
Группы получают задание: встать в алфавитном порядке по именам.
Проверка. Одна группа объясняет, остальные группы проверяют сигнальными карточками.
12. Самостоятельная работа учащихся
1. Упражнение 148, страница 93
— Как пишутся имена людей?
Вывод: Имена людей — это имена собственные. Они пишутся с большой буквы.
2. Имена могут быть полными и сокращенными. Запишите слова парами: полное и сокращенное.
Саша, Алеша, Нина, Дмитрий.
— Какое имя осталось без пары? У какого имени два сокращенных имени? (Дмитрий, Дима, Митя).
— В книге Л.Лагина «Старик Хоттабыч» героя зовут Волька. А как звучит его полное имя? (Владимир)
13. Загадки нашего языка
1. Напишите имена:
- имеющие двойную согласную (Анна, Инна, Геннадий, Алла, Жанна…)
- принадлежащие и девочкам, и мальчикам (Женя, Саша, Валя, Сима…)
- образовавшиеся от названия цветов (Лилия, Роза)
2. Кто такие тезки? (Люди, которые носят одинаковые имена).
— Есть ли тезка у тебя в классе?
14. Итог урока
— Подведем итог нашего урока. Чему он нас научил?
— Что запомнилось и заинтересовало на уроке больше всего?
15. Рефлексивный анализ собственной учебной деятельности
— Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).
— Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?
— Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:
- 1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
2) разобрались с темой урока;
3) умеете применять свои знания.
(Сидят за партами — плохо, слабо;
Просто стоят — хорошо;
Стоят, руки вверх — отлично).
16. Домашнее задание (на выбор)
1) Сочинить историю о возникновении своего имени.
2) Упражнение 149 страница 94 (записать имена девочек и мальчиков класса по алфавиту).
Литература
- Бунеева Е.В. и др. Русский язык. 2 класс (1–4). Методические рекомендации для учителя. // Серия «Свободный ум». — М: «Баласс», 2002.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина
О. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса. — М: «Баласс», 2004. - Обухова Л.А., Лемяскина
Н. А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья (1–4 классы). — (1–4 классы). — М.: ВАКО, 2005. - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сборник тезисов. 2004/2005 учебный год. — М.: «Первое сентября»;
ООО «Чистые пруды» , 2005.
Источник: СК ИПК ППК
- 13702 просмотра