9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема урока: «Определение. Согласованное и несогласованное определение»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Рябченко Тамара Петровна учитель русского языка и литературы, стаж 2 года. КГУ «Сокологоровская средняя школа». с. Сокологоровка, раойн имени Габита Мусрепова, Северо-Казахстанская область

Тема урока: «Определение. Согласованное и несогласованное определение»

Цель урока:

  • Расширить представления учащихся об определении; дать понятие о согласованном и несогласованном определении.
  • Развивать у учащихся орфографические и пунктуационные навыки на письме.
  • Воспитывать у учащихся стремление к познанию русского языка.

Наглядные пособия: перфокарты, слайды.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока:

1. Организационный момент (1-2 мин)

2. Проверка домашнего задания:

а) Из чего состоит глагольное сказуемое?
б) Что выражает вспомогательный глагол?
в) Чем является вспомогательный глагол?
г) Из чего состоит именное глагольное сказуемое?
д) Чем выражается именная часть?

3. Новая тема:

1. Повторение изученного об определении.

— Что такое определение?

— Какими частями речи выражается определение?

— Какой способ связи характерен для словосочетаний с определениями? (согл-ние)

2. Объяснение учителя.

Нового в формулировке значения определения ничего нет: это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Который? Чей?

Новое касается способов выражения определения и способов связи в словосочетаниях с ним. Речь идёт о согласованном и несогласованном определениях.

Согласованное определение связано с существительным, к которому оно относится, по способы согласования.

Например: 1. Закружилась листва (какая?) золотая (в какой?) в розоватой воде на пруду.

3. (Какой?) Отрезанный ломать к хлебу не представишь.

Несогласованное определение связано с определяемым словом по способу управления и примыкания.

Например: 1.Позиция (чья?) Пушкина — неисчерпаемый источник. (управление)

(Чья?) Пушкинская поэзия — неисчерпаемый источник.

2. Их окружали инженеры (какие?) помоложе. (примыкание)

4. Выполнение упражнений

1. Упр. 128. Найти согласованное и несогласованное определение в тексте.

Всем знакома имя великого учёного, поэта Михаила Васильевича Ломоносова.(управление. Несоглас-ное опред-ие). Могучий, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени.(соглас-ное оред-ие). Магический образ Пушкина таит необъяснимый свет его поэтической мысли.(соглас-ое опред-ие). Пушкин есть явление чрезвычайное и единственное явление русского духа. (соглас-ое опред-ие). Внешность Тургенева хорошо известна. (управление. Несоглас-ое опред-ие). Он был красив, высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. (соглас-ое опред-ие). Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей.(управление. Несог-ое опред-е).

2. Упр. 129. Найти в тексте несогласованные определения и заменить их на согласованные.

Язык есть исповедь народа (несогл.). Язык есть народная исповедь(согл.). Мы стояли у клеток с птицами (несогл.). Мы стояли у птичьих клеток (согл.). Над оврагом сияло голубое небе мая (несогл.). Над оврагом сияло голубое майское небо (согл.). Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая — это дыхание времени, голос народа (несогл.). Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая — это дыхание времени, народный голос (согл.).

3. Прочитать в учебнике понятие о несогласованном определении.

4. Упр. 136. Вставить прилагательные определения.

1. Рос я в _______ глуши. _______ поля, _______ усадьба среди них. Зимой ________ безграничное снежное море, летом — _______ море хлебов, трав и цветов. И _______ тишина этих полей, их _______ молчание.
2. Гроза надвигалась. Впереди ______ лиловая туча медленно поднималась из — за ______ леса. Надо мною неслись ______ облака. ______ ракиты тревожно шевелились и лепетали.

Слова — помощники:

1. Вечной, безграничное, пустынные, загадочная, одинокая, великое. 
2. Тёмного, огромная, серебристые, далёкие.

5. Стратегия: «Светофор»

6. «Синквеин»

7. Подведение итогов урока

Беседа.

— Что такое согласованное определение?

— Что такое несогласованное определение?

— Как отличить согласованное определение от несогласованного?

— Привести примеры согласованного и несогласованного определения.

8. Рефлексия

— Что понравилось на уроке?

— Что было интересного?

— Что нового вы узнали за урок?

— Какие бы у вас были пожелания?

9. Домашнее задание: Выучить правило. Упражнение 134.

Категория: