Тема урока: «Определение. Согласованное и несогласованное определение»
Рябченко Тамара Петровна учитель русского языка и литературы, стаж 2 года. КГУ «Сокологоровская средняя школа». с. Сокологоровка, раойн имени Габита Мусрепова, Северо-Казахстанская область |
Цель урока:
- Расширить представления учащихся об определении; дать понятие о согласованном и несогласованном определении.
- Развивать у учащихся орфографические и пунктуационные навыки на письме.
- Воспитывать у учащихся стремление к познанию русского языка.
Наглядные пособия: перфокарты, слайды.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Проверка домашнего задания:
а) Из чего состоит глагольное сказуемое?
б) Что выражает вспомогательный глагол?
в) Чем является вспомогательный глагол?
г) Из чего состоит именное глагольное сказуемое?
д) Чем выражается именная часть?
3. Новая тема:
1. Повторение изученного об определении.
— Что такое определение?
— Какими частями речи выражается определение?
— Какой способ связи характерен для словосочетаний с определениями? (согл-ние)
2. Объяснение учителя.
Нового в формулировке значения определения ничего нет: это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Который? Чей?
Новое касается способов выражения определения и способов связи в словосочетаниях с ним. Речь идёт о согласованном и несогласованном определениях.
Согласованное определение связано с существительным, к которому оно относится, по способы согласования.
Например: 1. Закружилась листва (какая?) золотая (в какой?) в розоватой воде на пруду.
3. (Какой?) Отрезанный ломать к хлебу не представишь.
Несогласованное определение связано с определяемым словом по способу управления и примыкания.
Например: 1.Позиция (чья?) Пушкина — неисчерпаемый источник. (управление)
(Чья?) Пушкинская поэзия — неисчерпаемый источник.
2. Их окружали инженеры (какие?) помоложе. (примыкание)
4. Выполнение упражнений
1. Упр. 128. Найти согласованное и несогласованное определение в тексте.
Всем знакома имя великого учёного, поэта Михаила Васильевича Ломоносова.(управление. Несоглас-ное опред-ие). Могучий, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени.(соглас-ное оред-ие). Магический образ Пушкина таит необъяснимый свет его поэтической мысли.(соглас-ое опред-ие). Пушкин есть явление чрезвычайное и единственное явление русского духа. (соглас-ое опред-ие). Внешность Тургенева хорошо известна. (управление. Несоглас-ое опред-ие). Он был красив, высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. (соглас-ое опред-ие). Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей.(управление. Несог-ое опред-е).
2. Упр. 129. Найти в тексте несогласованные определения и заменить их на согласованные.
Язык есть исповедь народа (несогл.). Язык есть народная исповедь(согл.). Мы стояли у клеток с птицами (несогл.). Мы стояли у птичьих клеток (согл.). Над оврагом сияло голубое небе мая (несогл.). Над оврагом сияло голубое майское небо (согл.). Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая — это дыхание времени, голос народа (несогл.). Природа Абая, голос Абая, дыхание Абая — это дыхание времени, народный голос (согл.).
3. Прочитать в учебнике понятие о несогласованном определении.
4. Упр. 136. Вставить прилагательные определения.
1. Рос я в _______ глуши. _______ поля, _______ усадьба среди них. Зимой ________ безграничное снежное море, летом — _______ море хлебов, трав и цветов. И _______ тишина этих полей, их _______ молчание.
2. Гроза надвигалась. Впереди ______ лиловая туча медленно поднималась из — за ______ леса. Надо мною неслись ______ облака. ______ ракиты тревожно шевелились и лепетали.
Слова — помощники:
1. Вечной, безграничное, пустынные, загадочная, одинокая, великое.
2. Тёмного, огромная, серебристые, далёкие.
5. Стратегия: «Светофор»
6. «Синквеин»
7. Подведение итогов урока
Беседа.
— Что такое согласованное определение?
— Что такое несогласованное определение?
— Как отличить согласованное определение от несогласованного?
— Привести примеры согласованного и несогласованного определения.
8. Рефлексия
— Что понравилось на уроке?
— Что было интересного?
— Что нового вы узнали за урок?
— Какие бы у вас были пожелания?
9. Домашнее задание: Выучить правило. Упражнение 134.
- 14623 просмотра