Тема урока: Повторение темы «Союзные сложные предложения»
Далабаева Аллмагуль Сагинбаевна, учитель русского языка и литературы в национальной школе, первая квалификационная категория, КГУ «средняя школа № 13 им. М. Макатаева» Алматинская область, Илийский район, поселок Отеген батыр |
![]() |
Цели урока:
• закрепить, пополнить, расширить и систематизировать знания учащихся о сложных союзных предложениях;
• отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения(владение синтактической терминалогией, логической последовательностью разбора);
• учить различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
• способствовать развитию основных мыслительных операций: познавательный интерес, самостоятельность мышления;
• воспитывать стремление к знаниям, к изучению русского языка, прививать любовь к чтению.
Тип урока: урок повторения и обобщения темы.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, практический.
Оборудование: Диаграмма Венна, сигнальные карточки ЦИОВ.
Ход урока
І.Организационный момент
Психологическая подготовка
— Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.
ІІ. Основная часть
1.Эпиграф урока: «Сила — в знании, а знания в книгах» (пословица)
2.Разноуровневые задания
(Работа будет проводиться в группах)
1 уровень — обязательный
Цель: Повторить сведения о сложных союзных предложениях, закрепить правила постановки знаков препинания в СПП
1. «Мозговой штурм»
- Какие предложения называют сложными?
- Какие предложения называются простыми?
- Какие предложения называются союзными?
- Какие предложения называются СПП?
- Какие предложения называются ССП?
- На какие группы делятся ССП?
- На какие группы делятся СПП?
2.Задание для обеих групп:
Из данных предложений составить ССП с сочинительными союзами, назвать группу ССП.
І группа ІІ группа
1) Солнце взошло. Кругом всё засияло. 1) Солнце скрылось за горизонты. В степи было светло.
2) Наступил декабрь. Снега ещё не было. 2) В класс вошёл учитель. Начался урок.
3) Вы ошиблись. Я вас неправильно понял. 3) Поедем. Уйду один.
2 уровень — алгоритмический
Цель: повторить изученные понятия и определения, воспроизвести содержание правила о СПП
Задание общее
Заполните «Слепую схему»
Определительные Обстоятельственные
? ?
Падежные вопросы
?
3 уровень — эвристический
Цель: развивать умение определять виды СПП, аргументировать свой ответ и делать выводы
Задание: «Работа над текстом Сказочник»
• Прочитать текст
• Ответить на вопросы
• Найти СПП с придаточными, определить виды придаточных
• Сделать синтактический разбор простого предложения по сигнальной карточке ЦИОВ
І группа ІІ группа
Я сел под ёлку и раскрыл книгу Весёлый детский сказочник
нового века. встретил меня на пороге.
4 уровень — творческий
Цель: развивать умение сравнивать и выделять главное, делать обобщение
*Задание 1: Составить диаграмму Венна, указать различие и общие признаки ССП и СПП
*Задание 2: Цифровой диктант
(ПП-1, ССП-2,СПП-3)
Предложения для цифрового диктанта
1.Все деревья стояли обнажённые, а ель выделялась среди них густой зеленью.
2.День сегодня ясный, но холодный.
3.Чтобы добиться цели, надо упорно трудиться.
4.Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.
5.Солнце сияло, но не грело.
6.Птица далеко летает, но старое гнездо не забывает.
Цифровой диктант.
1 2 3 4 5 6
2 1 3 3 2 1
ІІІ. Домашнее задание: Написать сочинение «Моя любимая книга» используя союзные сложные предложения
ІV. Подведение итогов
Закончите фразу
- Сегодня я узнал...
- Было трудно...
- Я понял, что...
- Теперь я могу...
- Я смог...
- У меня получилось...
- Урок дал мне для жизни...
- 11719 просмотров