Тема урока: С. В. Михалков «Заяц-обманщик»
Ахмет Загипа Турсынкызы, учитель русского языка и литературы, вторая квалификационная категория, Амангельдинская основная школа, Аккольский район Акмолинская область |
Цели урока:
1.Донести юмор сказки до детей, вызвать у них неподдельное веселье, смех и удовольствие от ее чтения.
2.Работать над выразительным чтением сказки.
3.Учить детей передавать при ее чтении различные интонации
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: беседа, чтение с остановками
Ход урока
I. Организационный момент
II. Тема урока
Учитель: Героем нашего урока будет та, у которой шубка удивительной красы, про ее проказы есть сказки и рассказы. Вы, конечно, догадались, кто это...
Дети: Лиса!
Учитель: Какой изображена лиса в сказках?
Дети: Хитрой, коварной.
Учитель: А как же она этого добивалась?
Дети: Нахваливала, пела заманчиво, вкрадчиво и говорила «так слаще чуть дыша»
Учитель: Вот какой мы знаем лису: притворщица, разбойница, плутовка. Лису иногда зовут Патрикеевна, знаете, почему? Давным-давно, лет 700 назад, жил-был новгородский князь Патрикей Нарумунтович, который так прославился своей изворотливостью, что с тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову «хитрец». А так как лиса издавна считалась самым хитрым зверем, то и получила отчество Патрикеевна. (Учитель выразительно читает сказку С. В. Михалкова «Заяц-обманщик».
Учитель: Что показалось смешным в этой сказке? (Дети называют смешные отрывки, учитель их перечитывает.) Что вы узнали? Что поняли про медведя, зайца и лису?
Дети: Медведь оказался очень глупым и доверчивым, а еще и отзывчивым.
— Медведь подчинился, плясал под чужую дудку.
—
Заяц жесток и бессердечен, очень дерзок. Он притворялся, хитрил.— Лиса в этой сказке оказалась очень доброй, чуткой к чужой беде, ее хитрость пошла на пользу, помогла медведю избавиться от зайца-трутня.
III. Анализ сказки
Учитель: Как медведь говорил с зайцем, когда отдавил ему лапку?
Дети: Он просил у него прощения. Тон был виноватым, медведь говорил просящим, тихим голосом. У. А как говорил заяц с медведем?
Дети: Жаловался, капризничал, плакал.
Учитель: Как же он вел себя, когда оставался один?
Дети: Радовался, плясал и пел, что ловко провел огромного медведя.
(Давая ответы на вопросы, дети обязательно читают эти отрывки.)
Учитель: Прочитайте про себя следующий эпизод. Каким тоном его нужно читать?
Дети: Капризным.
Учитель: А как лиса говорила с медведем, с зайцем?
Дети: С медведем насмешливо, а с зайцем ласково, как будто сочувствовала ему, жалела.
Учитель: Как вы думаете, как следовало бы читать эту сказку?
Дети: Цепочкой, по ролям.
Учитель: Давайте прочитаем по ролям. (Дети выполняют задание). Ребята, что напоминает эта сказка?
Дети: Басню.
Учитель: Правильно. Но в каждой басне есть мораль — поучение. А где в этой сказке спрятана самая главная мысль?
Дети: «Век живи — век учись» (Учитель открывает запись на доске.)
IV. Итог урока
Учитель: Кого и за что высмеивает С. Михалков в этой сказке?
Дети: Он смеется над зайцем, который сначала был героем, добившись этого обманом, а потом струсил. Над простофилей-медведем, неуклюжим, несообразительным, но добрым.
Учитель: А какой изображена здесь лиса?
Дети: В этой сказке мы впервые видим лису, когда ее хитрость и обман помогают восстановить справедливость.
V. Домашнее задание
Учитель: С. Михалков написал много таких смешных сказок, поищите в библиотеке другие его сказки и прочитайте к следующему уроку.
- 11289 просмотров