9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема урока: «Витамины и их значение»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Фрицлер Елена Михайловна учитель химии и биологии Тонкошуровская основная школа Есильский район, СКО

Фото с сайта | uh.ru

Цель урока: Формирование знаний о роли витаминов для функционирования организма человека.

Задачи:

  • образовательные: сформировать знания о значении витаминов для человека, выяснить содержание витаминов в продуктах питания, установить нормы потребления витаминов.
  • воспитательные: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с источниками дополнительных знаний, прививать любовь к предмету, формировать здоровый образ жизни.
  • развивать умения работы в группе, научить учащихся самостоятельно сравнивать зависимость норм потребления от роли в организме.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: схема «Классификация витаминов», витаминные препараты «Дуовит», «Пиковит», «Ревит»

Ход урока

1.Организационный этап (проверка готовности к уроку)

2.Этап актуализации знаний учащихся

Тестовая проверка по теме: Обмен веществ.

1.Обмен веществ характерен для:

А) клеток всех живых организмов, В) для многоклеточных организмов, С) человека.

2.Пластических обмен — это:

А) процесс распада органических соединений с выделением энергии,
В) процесс синтеза органических веществ с накоплением энергии,
С) накопление энергии в клетках.

3.Продукты белкового обмена:

А) аммиак, мочевина, мочевая кислота, В) аминокислоты, аммиак, С) вода, аммиак, соли.

4.Бескислородный этап катаболизма протекает в:

А) цитоплазме клеток, В) рибосомах, С) митохондриях.

5.При гликолизе образуется молекул АТФ:

А) 36 молекул, В) 10 молекул, С) 2 молекулы.

6.Сахарный диабет является нарушением обмена:

А) белков, В) жиров, С) углеводов.

7.Из перечисленных продуктов распада в кровь всасываются:

А) жиры, глюкоза, В) аминокислоты, глюкоза, С) жиры, аминокислоты.

8.Жиры расщепляются на:

А) глюкозу, В) глицерин и жирные кислоты, С) аминокислоты.

9.При расщеплении 1 г жира образуется:

А) 17,6 кДж энергии, В) 39,1 кДж, С) 25,6 кДж.

10.Углеводы расщепляются на:

А) глюкозу, В) глицерин и жирные кислоты, С) аминокислоты.

3.Этап изучения нового материала

Вводное слово учителя.

Ребята! Сегодня на уроке мы изучим очень важные и нужные для организма человека вещества. Но Вы сами должны их отгадать

Я прочту вам загадку.

Яблоки, лимоны, апельсины в себе содержат полезные вещества название, которых…(витамины)

Итак тема нашего урока записана на доске.

Вопрос: Ребята, а какие вы знаете витамины?

Ответ: витамин С, витамин А.

Молодцы.

Слово учителя.

С давних времен известно, что если в продуктах питания человека отсутствуют овощи, фрукты, у него развиваются тяжелые заболевания. От неизвестной болезни умирали экипажи мореплавателей и исследователей в полярных экспедициях. Причину этих болезней корабельные врачи не могли установить. Только лишь русскому врачу Н. И. Лунину в 1881 году на основании исследований удалось найти причину этих недугов. Термин же витамины ввел в науку польский ученый Казимир Функ, он же впервые выделил витамины в чистом виде из рисовых отрубей.

Задание учащимся: попробуйте дать определение витаминам.

Ответ учащихся: Витамины — это вещества, необходимые для здоровья человека.

Действительно — это самостоятельная группа органических веществ, необходимых для жизнедеятельности организма. В настоящее время известно около 30 наиболее нужных витаминов для поддержания жизненно важных функций организма. Витамины входят в состав ферментов и принимают участие во всех биохимических реакциях клеток. Особенно они важны для детского и юношеского возраста, потому что обеспечивают нормальный рост и развитие, устойчивость к заболеваниям.

Витамины содержатся в основном в растительной пище, но имеются и в продуктах животного происхождения.

Работа с учебником стр 186 рис 118. Выпишите в тетрадь содержание витаминов в продуктах питания.

Запись схемы в тетрадь.

Классификация витаминов

В быту витамины называют заглавными буквами латинского алфавита, но есть еще и физиологическое название. Например: витамин, А называют ретинол.

Задание по группам — заполнить таблицу.

1 группа — внести в таблицу название витаминов и их содержание в пищевых продуктах.

2 группа — заполнить суточную потребность и функции в организме.

Образец таблицы.

Название витамина

Суточная потребность

Содержание в продуктах

Функции в организме

 

 

 

 

 

 

 

 

У доски спикеры групп вносят данные в таблицу.

Тайм-спикер делает общий вывод: При недостатке витаминов возникают нарушения обмена веществ.

Слово учителя.

Недостаток витаминов ведет к появлению гиповитаминоза, отсутствие к авитаминозу, а чрезмерное употребление витаминов вызывает отравление организма — гипервитаминоз.

Вопрос: Как влияет процесс варки и хранения овощей на содержание в них витаминов.

Ответ учащихся: Длительная варка и хранение овощей приводят к потере витаминов в продуктах питания.

Вопрос: Какие вредные привычки могут вызвать разрушение витаминов в организме?

Задание учащимся: Прочитать дополнительный материал к уроку. Сформулировать вывод.

Обсуждение новых знаний.

4.Этап первичного закрепления новых знаний

1.Какое значение имеют витамины для организма человека?
2.Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
3.Какие нарушения возникают при недостатке витамина, А?
4.Какой витамин синтезируется в коже по действием ультрафиолетовых лучей?
5.Как можно сохранить витамины в пище?
6.Когда возникает авитаминоз?

Творческое задание: составить синквейн по теме витамины.

Синквейн.

1.Витамины.
2.Важные, нужные, необходимые.
3.Укрепляют, повышают, развивают.
4.Органические вещества.
5.Необходимы для роста человека.

5.Д/з § 49. Подготовить сообщения о витаминах

6. Итоги урока. (выставление оценок)

Слово учителя. Спасибо ребята за урок. Вот Вам витамины для здоровья.

Литература:
1.Учебник биология 8 кл, Е. А. Очкур, Л. Е. Аманжолова Мектеп 2012 г.
2.Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия» 2005 г.
3.1С репетитор «Биология»

Категория: