9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тема: «Япония в XIX - начале XX вв.»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Лило Юлия Геннадьевна учитель истории, стаж 14 лет КГУ «Колосовская неполная средняя школа» села Новотроицкого район Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области

Лило Юлия Геннадьевна

Цель урока: Усвоение учащимися исторического материала о состоянии социально-экономического, политического развития Японии в в XIX — начале XX вв.

Задачи:

1) образовательная — охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение Японии, внутреннее и внешнее положение, раскрыть причины захватнических войн и развитие государства.
2) развивающая — учить анализировать внутреннюю и внешнюю политику развития государств и формировать свое мнение. Развивать умение работать с историческим материалом, работать в группах, анализировать, сравнивать.
3) воспитательная — формировать неприятие любых форм насилия и агрессии.

Тип урока: изучение новой темы

Оборудование: презентация, карта

План урока:

1. Экономическое положение Японии в 19 в.
2. Кризис сёгунатаТокугава
3. «Открытие Японии» европейцами
4. Переворот Мэйдзи и проводимые в Японии реформы
5. Развитие капитализма в Японии. Захватнические войны. Развитие государства в начале 20 в.

Ход урока:

I. Организационный момент. Проверить готовность учащихся на урок

II. Вводное слово учителя. Ответить на вопрос: «Какие слова ассоциируются у вас с Японией»

III. Изучение нового материала

При изучении первого раздела «Экономическое положение Японии в 19 в.» используется игра «Снежный ком». Ученики читают параграф на с. 209. Первый ученик называет один из недостатков экономики Японии или одно достижение, второй повторяет вышесказанное и называет второй недостаток или достижение, третий повторяет первый, второй недостаток и достижение и называет следующий и т. д. Повторяться нельзя новому участнику, кто через 5-7секунд не называет особенности, выбывает из игры.

Недостатки

Достижения

  1. Сельское хозяйство пришло в упадок, уменьшились площадипосевных земель
  2. Снизилась численность населения
  3. Лишение крестьян земли в селах привело их к полной нищете
  4. В связи с развитием товарно-денежных отношений крестьяне были вынуждены наниматься к промышленникам
  1. Медленно развивался капитализм
  2. Увеличилось число мануфактур (180)
  3. Увеличилось число торгово-ремесленных центров
  4. Увеличилось число городов
  5. Появились новые отрасли промышленности
  6. Сформировался внутренний рынок

Учитель: На первых порах развитию капиталистических отношений препятствовали старые общественные отношения. Это послужило причиной роста выступлений крестьян и городской бедноты.

2. Кризис сёгуната Токугавы

Задание: прочитать на с. 210 «Кризис сёгунатаТокугавы» и ответить по плану.

1) Расскажите о крупнейшем восстании в городе Осака в 1837 г.

Причины восстания.......
Цели восстания.......
Результаты............

2) Политика «закрытых дверей»

Ослабила.......
Способствовала......
Привела........

3. «Открытие европейцами» Японии

Задание: Заполнить таблицу, используя учебник с. 210-211

Год открытия Японии

Кто из европейцев появился в стране

Где и какую политику проводил

последствия

 

 

 

 

Державы стали подписывать с Японией соглашения:
1854 г. — подписан договор между Японией и США
1854 г. — подписаны англо-японские соглашения
1855 г. — подписаны русско-японские соглашения
1856 г. — соглашение между Голландией и Японией
1858 г. — подписано французско-японские соглашения

Последствия «открытия Японии»

Задание: прочитать текст на с. 212, пометить карандашом к чему привело «открытия Японии»

4. Переворот Мэйдзи1868-1872 гг.

В 1867 г. Власть сёгуна была свергнута и верховная власть перешла к императору, им стал 15-летниймонарх — Муцухито, которого позднее стали называть Мэйдзи, а правление его назвали «Просвещенным»

Реформы Мэйдзи в Японии

Задание: заполнить таблицу после параграфа 24. Класс делится на з группы по 3 человека, каждая группа заполняет только свою тему.

1 группа — реформы в области экономики
2 группа — реформы в области образования
3 группа — реформы в области политики

5. Развитие капитализма в Японии

Первая Конституция 1889 г.
Работа в парах по карточкам

Карточка 1.

Император имел право:
Заключать.................
Утверждать.....................
Распускать......................
Правительство было ответственно перед................
Являлся верховным.....................
Назначал представителей...............палаты

Карточка 2.

Парламент
Верхняя палата: — ?
Нижняя палата: — ?
Право на выборы
Избираться могли____________, достигшие ______ лет и заплатившие налог в размере____йен. Правами выбора обладал____% всего населения.

1874 г. — вторжение японских войск на Тайвань
1902 г — договор с Англией
1894-1895 гг. — японо-китайская война
1904-1905 гг. — война Японии с Россией
1910 — захват Японией Кореи

IV. Первичное закрепление

Работа по карте:

Показать государства: Япония, Корея, Китай, Россия, Англия, США, Португалия

Показать острова: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хокайдо

Показать города: Эдо, Киото, Осака, Нагасака, Нагая, Хаката, Токио

Закрепление урока. Ответить на вопрос: «Почему Японии удалось избежать порабощения европейскими государствами и войти в число развитых стран мира»?

V. Проверка усвоения материала — тестирование по теме

Подведение итога урока

VI. Домашнее задание: § 24, заполнить таблицу после параграфа

Категория: