Тема: «Япония в XIX - начале XX вв.»
Лило Юлия Геннадьевна учитель истории, стаж 14 лет КГУ «Колосовская неполная средняя школа» села Новотроицкого район Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области |
Цель урока: Усвоение учащимися исторического материала о состоянии социально-экономического, политического развития Японии в в XIX — начале XX вв.
Задачи:
1) образовательная — охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение Японии, внутреннее и внешнее положение, раскрыть причины захватнических войн и развитие государства.
2) развивающая — учить анализировать внутреннюю и внешнюю политику развития государств и формировать свое мнение. Развивать умение работать с историческим материалом, работать в группах, анализировать, сравнивать.
3) воспитательная — формировать неприятие любых форм насилия и агрессии.
Тип урока: изучение новой темы
Оборудование: презентация, карта
План урока:
1. Экономическое положение Японии в 19 в.
2. Кризис сёгунатаТокугава
3. «Открытие Японии» европейцами
4. Переворот Мэйдзи и проводимые в Японии реформы
5. Развитие капитализма в Японии. Захватнические войны. Развитие государства в начале 20 в.
Ход урока:
I. Организационный момент. Проверить готовность учащихся на урок
II. Вводное слово учителя. Ответить на вопрос: «Какие слова ассоциируются у вас с Японией»
III. Изучение нового материала
При изучении первого раздела «Экономическое положение Японии в 19 в.» используется игра «Снежный ком». Ученики читают параграф на с. 209. Первый ученик называет один из недостатков экономики Японии или одно достижение, второй повторяет вышесказанное и называет второй недостаток или достижение, третий повторяет первый, второй недостаток и достижение и называет следующий и т. д. Повторяться нельзя новому участнику, кто через 5-7секунд не называет особенности, выбывает из игры.
Недостатки |
Достижения |
|
|
Учитель: На первых порах развитию капиталистических отношений препятствовали старые общественные отношения. Это послужило причиной роста выступлений крестьян и городской бедноты.
2. Кризис сёгуната Токугавы
Задание: прочитать на с. 210 «Кризис сёгунатаТокугавы» и ответить по плану.
1) Расскажите о крупнейшем восстании в городе Осака в 1837 г.
Причины восстания.......
Цели восстания.......
Результаты............
2) Политика «закрытых дверей»
Ослабила.......
Способствовала......
Привела........
3. «Открытие европейцами» Японии
Задание: Заполнить таблицу, используя учебник с. 210-211
Год открытия Японии |
Кто из европейцев появился в стране |
Где и какую политику проводил |
последствия |
|
|
|
|
Державы стали подписывать с Японией соглашения:
1854 г. — подписан договор между Японией и США
1854 г. — подписаны англо-японские соглашения
1855 г. — подписаны русско-японские соглашения
1856 г. — соглашение между Голландией и Японией
1858 г. — подписано французско-японские соглашения
Последствия «открытия Японии»
Задание: прочитать текст на с. 212, пометить карандашом к чему привело «открытия Японии»
4. Переворот Мэйдзи1868-1872 гг.
В 1867 г. Власть сёгуна была свергнута и верховная власть перешла к императору, им стал 15-летниймонарх — Муцухито, которого позднее стали называть Мэйдзи, а правление его назвали «Просвещенным»
Реформы Мэйдзи в Японии
Задание: заполнить таблицу после параграфа 24. Класс делится на з группы по 3 человека, каждая группа заполняет только свою тему.
1 группа — реформы в области экономики
2 группа — реформы в области образования
3 группа — реформы в области политики
5. Развитие капитализма в Японии
Первая Конституция 1889 г.
Работа в парах по карточкам
Карточка 1.
Император имел право:
Заключать.................
Утверждать.....................
Распускать......................
Правительство было ответственно перед................
Являлся верховным.....................
Назначал представителей...............палаты
Карточка 2.
Парламент
Верхняя палата: — ?
Нижняя палата: — ?
Право на выборы
Избираться могли____________, достигшие ______ лет и заплатившие налог в размере____йен. Правами выбора обладал____% всего населения.
1874 г. — вторжение японских войск на Тайвань
1902 г — договор с Англией
1894-1895 гг. — японо-китайская война
1904-1905 гг. — война Японии с Россией
1910 — захват Японией Кореи
IV. Первичное закрепление
Работа по карте:
Показать государства: Япония, Корея, Китай, Россия, Англия, США, Португалия
Показать острова: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хокайдо
Показать города: Эдо, Киото, Осака, Нагасака, Нагая, Хаката, Токио
Закрепление урока. Ответить на вопрос: «Почему Японии удалось избежать порабощения европейскими государствами и войти в число развитых стран мира»?
V. Проверка усвоения материала — тестирование по теме
Подведение итога урока
VI. Домашнее задание: § 24, заполнить таблицу после параграфа
- 11241 просмотр