9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Типовая учебная программа курса по выбору «Алаштану» для 9-класса уровня основного среднего образования

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

1. Пояснительная записка

1. Программа разработана в соответствии с пунктами 41, 42 «Қазақстанның ішкі саясатындағы идеологиялық менеджментті қайта жаңғырту жөніндегі 2012–2013 жылдарға арналған Жалпыұлттық іс-шаралар жоспарының», утвержденном 27 апреля 2012 года.

2. Алашординское движение — одно из ярких страниц в истории казахского народа, время расцвета отечественой науки и образования, культуры и духовности. «Белые пятна» Казахстанской истории первой четверти ХХ века напрямую связаны с алашординским движением, партией и историей.

3. В настоящее время в нашем обществе сложилось мнение о том, что идея Алаш — это идея независимости. В современном процессе обучения о явлениях, ситуациях, личностях, трудах, связанных с движением Алаш в первой четверти ХХ века, необходима увязка с событиями независимого Казахстана.

4. Программа направлена на повышение чувство патриотизма у учащихся, изучая государственную и научно-творческую деятельность алашординцев.

5. Цель изучения курса:

1) на основе анализа исторических событий сформировать у учащихся навыки духовно-культурного сознания национальных идей и идей государственности на примере выдающихся деятелей движения Алаш и правительства Алашорды.

6. Задачи обучения:

1) формирование у учащихся исторических понятий о явлениях, событиях, об облике личности, о множестве трудов, связанных с движением Алаш в процессе обучения в современную эпоху;

2) воспитание и привитие любви к Родине посредством изучения государственной, научной и творческой деятельности личностей движения Алаш;

3) формирование независимого взгляда, национального характера, национального познания, национальной гордости, национального сознания на примере исторического движения Алаш;

4) закрепление в сознании учащихся системы знаний об опыте установления государственности движения Алаш, правительства Алаш, автономии Алаш и Туркестанской автономии;

5) изучение наследия первопроходцев движения Алаш в науке и образовании;

6) совершенствование знаний учащихся по курсу Алашеведение, обсуждение сведений об исторических процессах, исторических фактах, исторических явлениях и личностях, умение делать выводы, формирование мировоззрения;

7) развитие навыков творческих способностей и умение работать с материалами касающихся движения Алаш;

8) совершенствование способности к любознательности, влияние на процесс обобществления личности;

9) развитие сознательности, уважение к государственным деятелям культуры и понимание ценности национальных традиций;

10) формирование навыков уважительного отношения к мировым цивилизациям, светскому обществу на основе культурного опыта движения Алаш.

7. При изучении курса «Алаштану» реализуются межпредметные связи с другими учебными предметами:

1) «Всемирная история», «История Казахстана»: история Казахстана — составная часть Всемирной истории; наличие общих проблем с историей соседних государств; знание исторических событий Казахстана в тяжелые времена начала ХХ-го века до 20–30 годов;

2) «География»: определение границ территории Казахской ССР и Республики Казахстан; проведение социально-экономических реформ на территории Казахстана; взгляды деятелей Алаш на развитие полукочевого хозяйства казахов в первые годы установления Советской власти.

3) «Казахский язык», «Казахская литература»: описание исторических событий начала ХХ века в творчестве поэтов и писателей; проведение реформ в начале ХХвека по систематизации алфавита, правописания, письму; формирования научного языка, издание первых учебных пособий.

8. При преподавании курса «Алаштану» в 9-классе общеобразовательной школы учитель должен придерживаться следующих общепедагогических правил:

1) углубленно усвоить предметы истории и обществоведения, а также иметь представление по гуманитарным предметам (язык литературы, география и т. д.);

2) использовать дополнительные элементы к учебным материалам, умение заинтересовать учащихся для самостоятельной работы;

3) обучение с опорой на поиск творческой и результативной активизации видов работ учащихся (семинар, тренинг, круглый стол, пресс-конференции, ролевые игры, дискуссии);

4) организация самостоятельных видов работ по формированию умения рассуждать и оценивать исторические события, явления, сведения и факты истории.

9. Объем учебной нагрузки: в 9 классе — 1 час в неделю, 34 часа в год

2. Базовое содержание учебного предмета

10. Содержание курса «Алаштану» включает изучение следующих тем.

1) Введение: Место курса «Алаштану» в школьной программе. Возрождение и возвращение понятия «Алаш». Движение Алаш — особый этап в национально-освободительной борьбе. Труд Н. А. Назарбаева «На волнах истории». Краткий экскурс в историографию и источники движения Алаш и правительства Алашорды (1 час).

11. «Движение Алаш и национальные интересы» (6 часов):

1) Становление и развитие движения Алаш: Социально-экономическое и общественно-политическое состояние Казахстана в начале 20 века. Земельные проблемы в национальных регионах Российской империи после Столыпинской реформы. Сложная ситуация возникшая в результате царской политики переселения. Неравенство в окраинах. Возникновение и распространение движения Алаш. Национальная интеллигенция как опора движения Алаш. Каркаралинская петиция 1905 года. Движение Алаш и Российская Государственная дума. Казахская интеллигенция и российские политические движения и течения (2 часа);

2) Деятельность движения Алаш и инициативы по возрождению Казахской государственности: Новые направления борьбы против колониализма. Национальные издания. Газеты, журналы и книги на родном языке, борьба за школу. Концепция «Оян, қазақ!». Издание «Айкап» и вопросы казахов. Усиление критики политической системы и колониализма на страницах печати. Новые начинания в аграрной политике лидера движения Алаш Алихана Бокейханова. Газета «Қазақ». Взгляды и мнения об автономии. Позиция и деятельность лидеров движения Алаш в связи с восстанием 1916 года (2 часа);

3) Казахская национальная элита и идейно-политические течения в первой четверти 20 века: Казахская оппозиция в контексте мировой антиимпериалистической борьбы и Российского колониализма. Движение Российских мусульман. Участие в работе политических партий. Коммунистическая идеология: интернационализм и пролетариат. Идеи суверенности и независимости. Разнообразие мнений в среде образованного населения (оседлость и кочевая жизнь, муфтият, алфавит и др.). Национальные идеалы. Религиозно-просветительская платформа (2 часа).

12. «Партия Алаш, автономия Алаш и Алашорда» (10 часов):

1) Развитие национально-демократического движения в Казахстане и Февральский переворот 1917 года в России: Казахи и Февральский переворот 1917 года. Падение монархии. Предоставление представителям казахской интеллигенции различных постов со стороны Временного правительства. Многовекторная политика национальных деятелей. Движение земства в Казахстане и компания по выборам в земство. Казахское общество и Всероссийское Учредительное собрание. Воззрения движения Алаш и Октябрьский переворот 1917 года. Столкновение политических сил. Гражданское противостояние в России (2 часа);

2) Казахское общество и партия Алаш. Формирование казахских комитетов: Первые областные казахские съезды. Краевые молодежные организации и их политико-общественная деятельность. Отображение интересов народа в постановлениях Первого Общеказахского съезда. Путь от движения к партии Алаш. Программный проект Казахской национально-либеральной партии. Оживление местного издательского дела (2 часа);

3) Автономия Алаш и формирование Алашорды: Постановления Второго Общеказахского съезда (5—13 декабря 1917 года). Автономия Алаш. Основы народного формирования (Основы народной структуры). Структура правительства Алашорды. Подготовка ко второму Всероссийскому Учредительному собранию, о федерации. Мероприятия направленные на правое демократическое развитие нации. Основные цели и задачи Алашорды в соответствии с решениями Съезда. Уилский вилаят. Туркестанский мухтариат. Получение поддержки Алашской автономией со стороны Временного Сибирского Областного Совета (под руководством Г. Н. Потанина) (2 часа);

4) Алашорда и Советская власть. Начало деятельности правительства Алашорды 28 января 1918 года в городе Семей. Официальные публикации об автономии Алаш и Алашорде на страницах газеты «Сарыарка». Установление Советской власти в регионах Казахстана (февраль—июнь 1918 г.). Итоги переговоров между Советской властью и Алашордой. Политическое столкновение Семейского Центрального и Областного комитета Алашорды и Советской властью. Июньские события 1918 года. Свержение Советской власти в регионах Казахстана. Взаимоотношения Алашорды и Временного Сибирского правительства (2 часа);

5) Правительство Алашорды и его деятельность. Переход власти Алашорды на устойчивую основу (июнь—ноябрь 1918 г.). Постановления и решения правительства Алашорды. Позиции во внутренней политике. Участие алашординцев в деятельности Земств и Казахских комитетах. Алашорда и Казахский суд. Алашорда и формирование воинских подразделений. Подразделения Алашорды: Западная Алашорда (Жымпиты), Букеевская орда, Мангыстауский, Актюбинский, Торгайский и Костанайский край, правительство Алашорды в Алматинской и Жетысуской областях и южное крыло в Туркестане (2 часа).

13. «Алашорда и российские военно-политические силы» (8 часов):

1) Алашорда и российские политические силы в период гражданского противостояния: Исторические причины выступления против Советской власти совместно с антисоветскими силами (1918 г.). Алашорда и политические силы областного, уездного уровня: политические, экономические, социальные и военные взаимосвязи. Привлечение военных подразделений Алашорды с территории Казахстана на российские фронты (1918—1919 гг.). Связи Алашорды и Туркестана (2 часа);

2) Деятельность Алашорды в сложившихся к 1919 году исторических условия: политические взаимосвязи Алашорды с Комучем, Уфимской Директорией и правительством Колчака. Политическая борьба в крае между Алашордой и правительством Колчака. Войско Алашорды и военно-политическая ситуация в период гражданского противостояния. Алашорда и Советская власть (1919—1920 гг.) (2 часа);

3) Общественно-политическая работа деятелей движения Алашорды при Советском Казахстане: соглашение деятелей движения Алашорды с Советской властью. Объявление амнистии Советской властью. Политическая жизнь Казахстана в 20-е годы 20-го века и казахская интеллигенция. Направления деятельности казахской интеллигенции в формировании Советского Казахстана (2 часа);

4) Очернение движения Алаш при большевицкой власти (1920–1940 годы): взгляды и решения Советской власти касательно участников движения Алаш. Кампания «Малый Октябрь» в Казахстане. Отстранение деятелей Алаша от общественно-политической жизни Казахстана. Казахские деятели обвиненные как «алашординцы — байские прихвости», «правые», «националисты-уклонисты». Деятели эмиграции (М.Шокаев, Р.Марсеков, И.Жайнаков). «Националисты-уклонисты» (С.Садуакасулы, С.Кожанулы, Ж.Мынбайулы, Н.Нурмакулы, Ы.Мустамбайулы и др.). Расслоение, разделение национальных деятелей и их противопоставление. Разногласия между Центром и советской республикой: Возрождение интересов Алаша. Гонения национальных деятелей, репрессивная кампания. Трагедия 1939 года и ее исторические уроки (2 часа);

5) Эволюция представлений об Алаше в годы Советской власти: Разнообразие мнений о движении Алаш (1940—1991 гг.). Государственные цели деятелей эмиграции и пленных Алашевцев. Воззрения на историю Алаша после советской оттепели. Поиск «Жас тулпара» и партии «Есеп». Критика «влияния Алаша» во время кампании подавления восстания 1986 года. Процесс «реабилитации» 5-х деятелей Алаша в 1988 году (2 часа).

14. «Национальная интеллигенция и ценности Алаша» (8 часов):

1) восстановление имен деятелей Алаша в национальной истории. Ценности Алаша — демократия и придание социального импульса. Эволюция воззрений деятелей Алашорды. Ценности Алашорды и мировые демократические движения: сходства и различия. Мнения и суждения деятелей Алашорды А.Бокейханова, А.Байтурсынова, М.Шокай, М.Дулатова, М.Тынышпаева, Х.Досмухамедова о мировой интеграции, национальной свободе, интеллигентности, праве на образование и науке. Ценные документы о жизни и деятельности деятелей Алашорды. Социально-политический портрет деятелей Алашорды. Различная судьба деятелей движения Алашорда и их потомков (1 час);

2) Алихан Нурмухамедулы Бокейханов — вождь Национального движения: Становление А.Бокейханова как деятеля: происхождение, образование в крупных политических центрах, уроки восстания Кенесары, влияние свободолюбивых воззрений России и Европы. Участие в экспедиции Ф.Щербины. Участие в деятельности перидических изданий. Роль в формировании Каркаралинской петиции. Попытка организации партии кадетов. Членство в Государственной Думе. Заключение в тюрьму. Работа по публикации образцов казахского фольклора и изданию стихов Абая. Деятельность в период первой мировой войны. Общенациональные дискуссии и публицистические статьи А.Бокейханова в газете «Казах». Деятельность в составе Временного правительства. Концепции по национальной автономии и государственному строю. Государственная деятельность в качестве председателя Национального Совета Алашорды и всеказахский декабрьский съезд 1917 года. Творчество и общественная деятельность А.Бокейханова в период Советской власти. (1 час);

3) Деятельность и научные изыскания Алашевцев в сфере просвещения: Единство и целостность политической, литературно-публицистической и просветительской деятельности Ахмета Байтурсынова и Миржакупа Дулатова. Труд Ахмета Байтурсынова «Тіл-құрал». Деятельность представителей Алаш в написании предметных учебников. Исторические исследования инженера Мухамеджана Тынышпаева. Литературные и исторические труды врачей Халела Досмухамедова и Санжара Аспандиярова. Литературные деятели: Смагул Садвакасович, Султанбек Кожанович, Назир Торекулов и др. На съезде казахских ученых 1924 года возникла дискуссия и обмен мнениями относительно алфавита, терминологии, имен (наименований), учебной программы, устной литературы и др. вопросов. В 1926 году в г. Баку состоялся съезд тюркологов (1 час);

4) Туркестанский период деятелей движения Алаш: 20-е гг. ХХ в. в Туркестане. Деятельность в сфере народного просвещения и прессы. Культурное единство и влияние деятельности организации «Талап». З. У. Тоган о деятелях Туркестана. Организаторская деятельность Х. Досмухамедова (1 час);

5) Культурные организации движения Алаш и их значение: первая молодежная организация, созданная в г. Омске с целью поддержания интересов казахского общества — «Бірлік». Культурно-просветительские организации, созданные в Казахстане в 1917 году: «Еркін дала» (Оренбург), «Жанар» (Семипалатинск), «Қамқор» (Торгай), «Жас қазақ" (Уральск), «Уміт» (Троицк), «Оқығандар» (Кокчетав), «Ынтымақ" (Атбасар), «Қызмет» (Коряков), «Жас тілек» (Актюбинск) и др. Их миссия — развитие образования, науки и искусства. Общество «Талап» и его деятельность (Ташкент) (1 час);

6) Алаш как издатели и казахское общество: Газета «Казах» — энциклопедия казахской жизни второго десятилетия ХХ века. Воззрения и тематические направления издания. История возникновения, авторы газет «Бірлік туы», «Сарыарқа», «Жас азамат», «Ұран» и журнала «Абай». Газета «Ақ жол» и публицистическая деятельность движения Алаш. Письмо Сталина в Казкрайком о данном издании. Взгляды на «старую» интеллегенцию (1 час);

7) Казахская литература и национально-освободительное движение в период Алаш: творчество Шакарима Кудайбердиева, Машхур Жусупа Копеева, Нарманбета Орманбетова, Гумар Караша и др. представителей художественного слова и перспективы национального возрождения. Сборники М. Дулатова «Оян, қазақ», А. Байтурсынова «Маса» — манифесты освободительного движения. Национальные и тюркские направления в символизме М. Жумабаева. Лозунговые стихи и песни Алаш. Литературные дискуссии на страницах газет «Ақ жол» и «Еңбекші қазақ" (статьи А.Байтурсынова, С. Сейфуллина, С. Муканова, Н. Торекуова, Г. Тогжанова и др.). Концепция национальных литераторов «Алқа» и КазАПП (2 часа).

15. Итоговое повторение (1 час).

3. Требования к уровню подготовки школьников

16. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны знать и уметь. Учащиеся 9 класса должны знать:

1) опыт передовых деятелей исторического движения Алаш по возрождению государственности;

2) исторические явления из опыта казахской государственности, правительства Алашорды, автономии Алаш и Туркестанской Автономии;

3) значение места и роли автономии Алаш в истории развития всемирной демократии;

4) концептуальное видение политики, экономики, образования, науки и культуры представителей движения Алаш;

5) ценности движения Алаш в плане развития государства и нации;

6) взаимосвязь и взаимообусловленность духовных ценностей движения Алаш и всего человечества;

7) бескорыстие и преданность национальных деятелей Родине и народу;

8) значение демократических движений, судьбу патриотов Алаш и их последователей в борьбе за независимость во времена советского режима;

9) просветительские труды и творческое наследие деятелей Алаш;

10) основы, фундамент традиционного культуроведения, общественных явлении социальных и личностных основ;

11) определять способы и приемы причинно — следственных и закономерных путей развития исторических событий, связанных с движением Алаш;

12) отбирать историческую информацию из различных фактов;

13) подведение итогов, обсуждение тематических исторических фактов;

14) порядок работы с историческими картами, хронологическими таблицами.

17. Личностные результаты. Учащиеся должны проявлять:

1) в умении изъять урок из истории независимости;

2) гражданскую ответственность;

3) иметь представление о национальных особенностях, национальном познании, национальной гордости и национальном сознании;

4) социальную активность, необходимую в современном обществе;

5) освоении культуры общения; чувства патриотизма;

6) навыки уважительного отношения к мировой культуре, цивилизации и светскости.

18. Системно-деятельностные результаты. Учащиеся должны уметь:

1) применять опыт наследия первоначальных знаний и научных начинаний представителей Алаш;

2) делать выводы и заключения по тематическим основам исторических фактов, явлений, различных мировоззрений в процессе обучения;

3) отбирать, накапливать и классифицировать факты, относящиеся к Алашеведению;

4) развитие сознательного отношения к национальным обычаям и традициям, к исследованиям, к деятельному труду как к государственным ценностям;

5) развитие способностей в области научных исследований, систематизировать новейшие информационные технологии, использовать пути повышения производительности труда, сохранять и приумножать национальные богатства.