9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Тренинг детско-родительских отношений: «Я и мои близкие»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Панкевич Галина Владимировна психолог, ГККП «ясли-сад «Малыш» г. Петропавловск

Тренинг детско-родительских отношений: «Я и мои близкие»

Цель: Расширять представление детей о семье и взаимоотношениях в ней; развивать заботливое отношение к семье, к близким и родным. Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.

Задачи тренинга:

  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
  • Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
  • Усиление способности родителей к пониманию и чувствования эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
  • Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Ход:

Приветствие и знакомство участников: все сидят в кругу.

Психолог: «Здравствуйте, уважаемые родители и дети, я рада Вас видеть на нашем занятии. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу, как хорошо, что мы сегодня собрались все вместе.

А что нам даёт улыбка? (Дети: настроение).

Правильно, мы с хорошим и добрым настроением поговорим о вас и о ваших близких.

Никого нет роднее, чем близкие люди,
Что тебя всей душою согреют...
Этот ласковый взгляд, эти нежные руки,
Лишь они нас поймут, пожалеют!

А кто же такие близкие люди? (Дети: это те, которыми дорожишь, любишь, которые тебя понимают, это семья, кто за тебя переживает и радуется).

Сегодня, ребята вы пришли не одни, а со своими близкими, родными людьми.
Давайте познакомимся. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Ребята, передавая его друг другу, представьте себя и своих близких.

Вопросы:

Как зовут тебя? С кем ты пришел? Чем вы любите заниматься вместе?

А взрослые охарактеризуйте свою семью одним словом, начиная со слов: «Наша семья — самая...».

— Замечательно, натяните немного на себя нить, и вы почувствуете нашу с вами связь. Эта волшебная нить объединила нас в одно целое.

Вот мы с вами и познакомились, теперь я предлагаю похвалить друг друга.

Игра «комплименты». Ребенок говорит по 3 комплимента своему близкому, слова не должны повторяться. Например, мама — добрая, нежная, веселая, любимая и т. д.
Ну а теперь поблагодарим и похвалим наших детей.

Упражнение «Хвасталки» «Мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!».

Сегодня мы с вами поговорим о приятном и согревающим душу каждого человека. А вот о чем вы узнаете, отгадав ребус: «7Я»

Кто догадался? (дети: семья) (стих читает ребенок)

1.Семья — словечко странное,
Хотя не иностранное
Как слово получилось?!
Не ясно нам совсем.
Ну «Я», мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки, плюс папа, мама, я.
Сложили? получается
Семь человек, семь Я!

А почему 7? Это очень таинственное и волшебное число, а где ещё в жизни мы встречали это число? (Дети: В сказке Коза и семеро козлят; Белоснежка и семь гномов, в пословице- семь раз отмерь и один отрежь; Цветик — семи цветик; 7 дней недели).

Правильно, а что такое семья? (Дети: это родители, родственники)

Наши дети, знают что такое семья и хотят нам об этом рассказать:

1 ребенок:
У меня есть семья —
мама, папа, брат и я.
Лучше всех мы живем,
Песни громко мы поем
Никому не разрешу
Обижать семью свою.
2 ребенок:
Я люблю свою семью
Маму, папу я люблю
Люблю деда и бабусю
И щенка и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеет право на семью!
3 ребенок:
Семья — святое слово,
И обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
4. ребенок:
Семья — Это радость, тепло и уют,
Семья — это дом, где тебя всегда ждут!
А ещё наши дети очень любят играть в «семью».....

5. Мальчик и девочка (Инсценировка стихотворения).
Мама и папа
Я сегодня буду мамой,
Папой будет Тимофей.
Он хороший, добрый мальчик
Начинаем поскорей.
Эти куклы — наши дети,
Будем вместе пеленать.
Ты боишься? Что ты, Тимка!
Я же буду помогать.
А теперь бери коляски,
Поезжай скорей во двор.
Детям нужен свежий воздух
И закончен разговор.
Я немного постираю,
Приготовлю беляши,
Подожду, когда с прогулки
Ты придешь и малыши.
Мы накормим деток кашей,
Покупаем перед сном.
Мне понравилось быть мамой,
А Тимошке быть отцом.

Психолог: Да, семья — это близкие, родные друг другу люди, сплоченные общими интересами. Но бывает, что в семье не всегда всё мирно и дружно. Я предлагаю вам послушать сказку про одну волшебную семью:

В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала:

— Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!

А Петя:

— Не хочу!

— Петя, — удивилась мама, — ты, почему меня не слушаешься?

— А я тебя, мамочка, теперь совсем, никогда не буду слушаться!

— Ну, тогда, — сказала мама, — я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» — а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»

— А я тогда, — сказал папа, — не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» — а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!»

— Вот оно что, — сказал дедушка, — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

— Ах, так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок!

И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!

Задаю вопросы детям:

Если бы вы были на месте Пети, как бы Вы поступили? Как отреагировали? (ответы детей, взрослых)

А хотите ли вы знать, что сказал Петя? (да)

И тогда Петя закричал:

— Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!

И Петя стал слушаться маму.
А мама — папу.
А папа — дедушку.
А дедушка — бабушку.
А бабушка — Петю.
А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!

Ребята, скажите, для того чтобы в семье было всегда хорошее настроение мир и спокойствие — какими мы должны быть? (ответы детей и взрослых)

Прекрасно, если человек живет в семье, в которой царит мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.

А вы хотите отправиться в волшебную страну?

Петя Волшебников приглашает нас в сказочный городок.

1 упражнение: «Волшебный ковер»

Пожалуйста, давайте сядем возле нашего волшебного ковра, который поможет нам отправиться в сказку. Для того, чтобы отправиться в сказку нам нужно набраться волшебной силы. Ребята, скажите, какие бывают сказочные герои? А какие они по характеру? (добрые, смелые, сильные, храбрые). Конечно, чтобы победить зло, нужно быть храбрым, добрым, сильным... Родители держат ковер на уровне колен, а дети проходят по очереди по ковру, «набираясь волшебной силы».

Как вы считаете, почему нам ковер дает волшебную силу?

Конечно же, не сам ковер, а наша любовь, наша поддержка, наша забота. Так происходит и в семье, мы заботимся и поддерживаем друг друга.

Раз, два, три — в сказке очутились мы!
И очутились мы в сказке волшебных цветов.

2 упражнение «Волшебные цветы»

Встаньте рядышком со своими мамами, папами. На этой полянке растут цветы взрослые и цветы детки. Давайте присядем, ребенок впереди родителя. Ближе друг к другу.

Мамы и папы обнимают своего ребенка, заботятся о своем цветочке, очень нежно покачивают своего малыша, и говорят расти, расти мой бутончик! Вырастай скорее, родители помогают малышу вырасти, заботятся о нем и вырастают прекрасные цветы. Дети и родители радуются. После меняются местами.

Вот какие прекрасные и красивые цветы выросли на нашей полянке!

Отправляемся дальше путешествовать. Но вот перед нами ущелье.

3 упражнение: «Ущелье».

Нам надо пройти по краю пропасти, по верёвочке. Родители помогают детям. (Взрослые стоят вдоль веревки.)

И идем мы по канату,
Балансируем порой
Пропасть мы преодолеем,
Только будучи семьей!

Ребята, а почему вы не упали и прошли такой сложный путь? (потому что нас поддерживали).

Так происходит и на жизненном пути. Когда случаются трудности, вам всегда помогут и поддержат ваши близкие и родные люди.

Мы с вами, наконец—то, вышли на прекрасную полянку, где жители сказочной страны играют в жмурки, и мы с вами тоже немного поиграем, проверим, какие вы внимательные.

4 упражнение «Найди свою маму»

Инструкция: ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники.

А теперь обратная связь, узнаем, насколько родители знают своих детей. или 5 упр. «Узнай своего ребенка»

Маме завязывают глаза. Мама по голосу должна узнать своего ребенка.

Вы хорошо узнаете друг друга по голосу, а теперь мы узнаем, на сколько вы хорошо понимаете друг друга без слов.

6 Совместное рисование «Ладошки».

(Совместное рисование детей и родителей). Мама с ребенком на листе А4 рисуют общий рисунок семьи без слов. (детям совместно с родителями предлагается обвести ладошку и нарисовать членов своей семьи.)

— Расскажите о своем рисунке?

— Сложно ли вам было работать в паре?

— А теперь я хочу задать вам важный вопрос: для чего Петя Волшебников пригласил вас в волшебную страну? (ответы детей и родителей).

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!
Пусть дети и взрослые помнят всегда —
Семья — это главное! Через года —
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!

Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза, и произнесем волшебные слова.

Вокруг себя обернись и в детском саду очутись.

В заключение нашего занятия мне хочется предложить Вам, дорогие родители, посмотреть фильм, в котором ваши дети рассуждают на тему: «Если бы я был взрослым, как бы я любил своего ребенка».

Рефлексия:

Зажигается большая свеча. (Фоном — видео с семейными фотографиями и спокойной музыкой).

Прощание при свече:  «Я хочу, что бы пламя этой свечи уменьшило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью. Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Желаю вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит Вам радость и счастье! А сейчас будем передавать свечу по кругу и постараемся продолжить одно из этих предложений:

Я понял (а)...
В моем ребенке меня удивило...
Мне очень понравилось...
Мне хотелось бы...

Спасибо, мне было приятно с Вами заниматься.

Категория: