Тренинговое занятие для пятиклассника по успешной психологической комфортности в период адаптации
Мананникова Анастасия Александровна, педагог-психолог, «педагог-эксперт», КГУ Школа-лицей №35, Республика Казахстан, Западно-Казахстанская область, г.Уральск |
Цель занятия — оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи:
1. Снизить уровень тревожности пятиклассников.
2. Развивать коммуникативные навыки сотрудничества со своими сверстниками.
3. Расширить навык уверенного поведения пятиклассников.
Форма занятия: психологический тренинг и релаксация с игровыми элементами и мини-дискуссиями.
Учащиеся занимают места, образуя круг.
1. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: создание независимой, свободной атмосферы в группе.
Учащиеся по сигналу ведущего хаотично — беспорядочно передвигаются по кабинету и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным способом: один хлопок — здороваемся за руку, два хлопка — здороваемся плечиками, три хлопка — здороваемся — спинами. Упражнение выполняется без использования речи.
2. Упражнение «Я знаю, что ты любишь»
Каждый ученик говорит, что он любит и запоминает что говорил предыдущий говорящий говорит свое и ученика перед ним. Затем другие участники продолжают вспомнить, кто что любит и произносят.
3. Упражнение «Сегодня ранним утром...»
Один начинает предложение, другой его заканчивает. Например, первый участник говорит: «Сегодня утром...», сосед должен повторить начало фразы и закончить ее, например: «Сегодня ранним утром на улице был сильный дождь», затем он говорит свое начало фразы, его сосед ее заканчивает.
4. Упражнение «Как мы похожи с тобой!»
Делают шаг вперед те, кто... любит сладкое; поднимают правую руку те, у кого есть кошка; приседают те, кому нравится играть в футбол, и тому подобное. После окончания упражнения предлагается взяться за руки всем, кто является учеником 5-го класса. При этом ведущий подчеркивает, как много общего у участников.
5. Игра «Изобрази эмоцию»
С помощью движений, мимики, жестов, интонации можно выражать эмоции. Для ребят раздаются карточки, на которых написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т. д.). По очереди каждый из ребят достает из красивой, волшебной коробочки карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные учащиеся должны угадать, что это за эмоция, далее ребята «примеряют» эту эмоцию или настроение.
«Любопытство». Выразительные движения: Голова ученика поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд ребенка. Поза: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая рука опущена. Подвигаться по кабинету таким образом, посмотреть на своих одноклассников, почувствовать свое тело.
«Сосредоточенность». Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемому тексту. Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа опущена. Таким взглядом, посмотреть друг на друга, почувствовать свое тело.
«Удивление». Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты. Таким взглядом, посмотреть на всех вокруг, почувствовать свое тело.
«Удовольствие, радость». Делаем вид, будто читаем текст, девочки изображают действие сюжета: «теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем». Мимика: глаза полузакрыты, улыбка яркая, добрая, мышцы лица расслаблены. Таким взглядом, посмотреть на всех вокруг, почувствовать свое тело. «Встреча друга»: Выразительными движениями: объятия, улыбки, обнять.
«Хорошее настроение». Выразительные движения: походка — быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки. Улыбка. Таким взглядом, посмотреть на всех вокруг, почувствовать свое тело.
«Усталость». Выразительные движения: руки висят вдоль тела, плечи опущены. Таким взглядом, посмотреть на всех вокруг, почувствовать свое тело.
«Печаль». Выразительные движения: поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка. Поза: Таким взглядом, посмотреть на всех вокруг, почувствовать свое тело.
«Отвращение». Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен. Таким взглядом, посмотреть на всех вокруг, почувствовать свое тело.
«Гнев». Выразительные движения: усиленная, быстрая жестикуляция. Мимика: сдвинуты брови, сморщенный нос, брови, оттопыренные губы. Таким взглядом, посмотреть на всех вокруг, почувствовать свое тело.
6. Релаксационное упражнение на руки
Представьте, что в вашей правой руке находится целый лимон, чувствуете его вес. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете, чувствуете свою силу. А теперь выроните его, слышите звук как лимон упал на пол. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена.
Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его ещё сильнее, чем первый. Прекрасно. Вы прилагаете все свои силы. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. Почувствуйте расслабление по всему телу. Не правда ли, насколько лучше чувствуют себя ваши рука и ладонь, когда они расслаблены? И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки. Сжимайте всё сильнее и сильнее. Прекрасно. Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для левой руки.)
Список используемой литературы
1. Коррекционно-развивающая программа «Я и мы!», Маширова Н. В.
2. Программа «Первый раз — в пятый класс!», Маширова Н. В.
3. Программа коррекционно-развивающих занятий с учащимися 5-11-х классов общеобразовательной школы, Мартынюк Е. В.
4. Коррекционно — развивающая программа «Маленькая фея», Ломакина Т. Н.
5. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В. В. Петрусинского, «Новая школа», М., 1994.
6. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники — И. В. Вачков. Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2000г
7. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — Генезис, М., 1999.
8. Электронное пособие. В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Выпуск 2. — М.: Изд-во «Учитель», 2009.
- 13938 просмотров