Турнир «Знатоки физики»
Учитель физики СШ № 26 г. Петропавловска
Янгалышева Елена Николаевна
Вед. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы
1 вед.
- Добрый день, люди званые, желанные!
Собрались мы сегодня с вами на турнир,
на игру для самых взыскательных и
любознательных.
2 вед.
- На нашем турнире все физиками стали,
серьёзные вопросы должна я вам задать.
Кто — знает, тот ответит, кто догадался — скажет,
хоть физика коварна, не унывайте вы.
Сегодня в этом классе все физиками стали,
задачи не из лёгких придётся вам решать.
Пусть победят всезнайки, пытливые ребята,
кто учится серьёзно, стремится много знать!
Вед.
- Всё сплошные «что» да «если»,
«почему», «откуда», «как»,
А на них ответы есть ли?
Вас проверю я — вот так!
Вед. Тур 1 «Разминка». Поочерёдно я буду читать загадки, а вы их будете разгадывать.
- Загадка 1 Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились. (весы)
- Загадка 2 На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперёд
Нам погоду узнаёт! (барометр)
- Загадка 3 В нашей комнате одно
Есть волшебное окно:
В нём летаютчудо-птицы ,
Бродят волки и лисицы. (Телевизор)
- Загадка 4 Он всем несёт тепло и свет,
Его щедрей на свете нет,
К посёлкам, сёлам, городам
Приходит он по проводам. (Электрический ток)
- Загадка 5 Никто его не видывал,
А слышать — всякий слыхивал.
Без тела, а живёт оно,
Без языка кричит. (эхо)
- Загадка 6 Сначала — блеск,
За блеском — треск,
За треском — плеск. (молния, гром, дождь)
- Загадка 7 Внутри горит, кругом бурлит,
Вода кипит, чай пить велит,
Вверх пар валит.
(самовар)
- Загадка 8 Вечером на земь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает.
(роса)
- Загадка 9 Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(снег)
Вед. Закончился 1 тур, и теперь подведём итоги за первый тур.
(Жюри подводит итоги) (выбывает 1–2 человека)
Вед. Теперь мы переходим с вами во второй тур, который называется «Житейские тесты по физике»
На слайдах показываются вопросы и варианты ответов, а вы поднимаете
карточку с правильным ответом. Каждый правильный ответ
Слайд 1.
1. Дверцы шкафа в детской комнате стали скрипеть. Алёша смазал петли маслом, и скрип прекратился. Какое явление он использовал?
А. смачивание поверхностей тел.
Б. уменьшение трения вследствие смазки.
В. поглощение скрипа смазкой
Слайд 2.
2. Стеклянная пробка застряла в горлышке флакона
А. тепловое расширение: при нагревании тела расширяются.
Б. диффузия: при нагревании её скорость возрастает.
В. отталкивание молекул: при нагревании молекулы вещества сильнее
Слайд 3.
3. На экскурсии Алёше преградил путь арык. Алёша разбежался и легко
А. уменьшение трения между подошвами ног и землёй.
Б. уменьшение силы тяжести, действующей на человека при разбеге.
В. явление инерции, которая сохраняет скорость, приобретённую при разбеге во время прыжка.
Слайд 4.
4. Алёшина бабушка разбила медицинский термометр. Алёша сразу же
А. на капельках ртути можно поскользнуться и упасть.
Б. чтобы капельки ртути не попали на одежду и не испортили её.
В. потому что ртуть ядовита и легко испаряется.
Слайд 5.
5. Алёша ходил с мамой за покупками. Сумка была тяжёлой, и её ручки больно врезались в ладонь. Тогда Алёша подложил под ручки
А. бумага мягче ручек сумки, поэтому ладони болеть не будут.
Б. подложив бумагу, он уменьшил трение между ладонью и ручками.
В. Алёша уменьшил давление ручек на ладонь, увеличив с помощью бумаги площадь их соприкосновения
Вед. Подводим итоги 2 тура. (1–2 чел. выбывают)
Вед. Теперь мы переходим с вами в третий тур, который называется «Задачи для смекалистых»
Вам предлагаются небольшие задачки на применение формул, изученных в 7 классе. Решаете и выбираете правильный ответ и поднимаете карточку.
Задача 1 (на расчёт скорости)
1. Автомобиль «Москвич» за 0,5 ч проехал 51 км, с какой скоростью он
А. 255 км/ч
Б. 102 км/ч
В. 51 км/ч
Задача 2 (на расчёт силы тяжести или веса)
2. Определите силу тяжести, действующую на трактор Т — 74, масса
А. 570 кН
Б. 57 кН
В. 5700 Н
Задача 3 (на умение различать силы)
3. Спортсмен удерживает на руках поднятую штангу. Какая сила действует на его руки?
А. сила тяжести
Б. сила упругости
В. вес тела
Задача 4 (на понимание явления инерции)
4. При выходе из воды животные (например, собаки) встряхиваются, чтобы сбросить с себя влагу. На каком физическом явлении основано это
А. на действии силы
Б. на инерции
В. на тяготении
Задача 5 (на понимание понятия «давление»)
5. Зачем у лопаты верхний край, на который надавливают ногой, делают изогнутым?
А. для удобства
Б. для уменьшения давления на ступню
В. для увеличения давления на землю
Вед. Вот и закончили мы 3 тур. Подведём его итоги. (Выбывают 1–2 человека)
И теперь благополучно перебираемся в последний 4 тур «Знатоки истории».
Вариант 1
Каждому даётся кроссворд. Необходимо узнать имя
1, А К В, А Л, А Н Г
2 М Е Т Р
3 Э Х О Л О Т
4 Б, А Т И С К, А Ф
5 К О М П, А С
6 Н Е Ф Т Ь
7 М Е Д Ь
1. Аппарат для дыхания человека под водой.
2. Приспособление для измерения длины.
3. Прибор для измерения глубины.
4. Аппарат для изучения морских глубин.
5. Прибор для определения сторон света.
6. Жидкое полезное ископаемое.
7. Металл красного цвета.
1. Г Л О Б У С
2. У Р, А Г, А Н
3. Л Е Д
4.М И Г
5. В О Л Г, А
6. Э В Е Р Е С Т
7. М, А Й
1. Модель Земли.
2. Очень сильный ветер.
3. Твёрдая вода.
4. Очень малый промежуток времени.
5. Великая русская река.
6. Самая высокая вершина на Земле.
7. Последний месяц весны.
2 Вариант тура «Знатоки истории»
Вед. Вашему вниманию будут поочерёдно предоставляться подсказки, по
Подсказка 1
1.Он — один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
Подсказка 2
2.Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
Подсказка 3
3.Он — крупный изобретатель.
Подсказка 4
4.С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
Подсказка 5
5.По легенде, ему принадлежит возглас: «Эврика!», прозвучавший вслед за
Подсказка 1
1.Ещё в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не
Подсказка 2
2.После окончания университета он занялся исследованиями в области
Подсказка 3
3. Им открыт принцип относительности движения.
Подсказка 4
4.Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
Подсказка 5
5.Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал
Подсказка 1
1.Он жил в IV
Подсказка 2
2.Он был воспитателем Александра Македонского
Подсказка 3
3.Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метеорологии.
Подсказка 4
4. В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.
Подсказка 5
5. Его учение было канонизировано церковью, признано святым, неизменным и господствовало в науке 1000 лет. (Аристотель)
Подсказка 1
1.Он был политиком и научную работу сочетал с административной, со
Подсказка 2
2. Он создаёт интегральное дифференциальное исчисление.
Подсказка 3
3.Он «раскрывает» солнечный луч, познаёт тайну спектра.
Подсказка 4
4.Он конструирует телескоп — рефлектор и микроскоп.
Подсказка 5
5.По легенде, он открыл закон всемирного тяготения, когда ему упало на голову яблоко. (Исаак Ньютон)
Подведение итогов, награждение победителей!
- 9471 просмотр