Урок биологии: «Биоритмы. Сон и сновидения»
Шматова Анжела Александровна учитель биологии КГУ « |
Цели урока:
- дать понятие о биоритмах;
- охарактеризовать физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений;
- разъяснить значение сна для нормального функционирования мозга; рассказать о нарушениях сна, связанных с различными состояниями человеческого организма;
- показать необходимость выполнения правил гигиены сна, предупреждающие его нарушение.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Комбинированный.
Методы: Словесные. Наглядные.
Методические приёмы: Рассказ, беседа, выступления. Демонстрация наглядных пособий,
Оборудование:
- муляж «Головной мозг человека»;
- видео фрагмент «Сон»;
флеш-анимация «Фазы сна»;- проектор;
- доска;
- презентация.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Проверка д/з
Фронтальный
Вопросы: (слайд 2)
- Что такое безусловное торможение?
- Условное торможение, его сущность, значение, примеры?
- Как можно затормозить условный рефлекс?
- На чем основана дрессировка животных?
Объясните с точки зрения рефлекторной теории случаи поведения животных и человека. (слайд 3)
- Собака при виде поводка в руках хозяина бежит к двери.
- Грудной ребёнок при виде бутылочки с молоком чмокает губами.
- Кошка, лакающая молоко, при приближении собаки поднимает шерсть, выгибает спину и прекращает еду.
- У человека при виде аппетитного блюда выделяется слюна. (Параллельно проводится опрос по карточкам) (слайд 4)
- Работа с
заданиями-задачами (см. приложение).
3. Актуализация темы урока. (слайд 6)
На доске слова Павлова И.П.
«Нет ничего более властного в жизни человеческой, как ритм. Любая функция… имеет постоянную склонность переходить на свойственный ей ритм».
— Как вы понимаете это высказывание?
(варианты ответов учеников и в итоге учитель должен подвести к выводу о том, что всё живое имеет определённые ритмы, биологические приспособления, связанные с природными изменениями)
4. Изучение нового материала. (слайд 7)
А) Биоримы.
Учитель: Что такое биологические ритмы?
(При помощи учеников формулируется понятие)
Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера процессов жизнедеятельности биологических систем.
Учитель: Примеры биоритмов человека?
(Ученики приводят примеры, среди которых должен прозвучать пример сна и бодрствования.)
Суточные колебания содержания глюкозы, натрия, калия и гормона роста в крови, которые регулируют ритм температуры тела и ритм сна — бодрствования.
Учитель: Именно о ритме сна — бодрствования пойдет речь в следующей части урока.
Это интересно
Смена сна и бодрствования — это повторение ритма Земли — смена дня и ночи, к которому приспособлены все живые организмы. Даже среди людей есть совы, жаворонки и голуби.
«Жаворонок» рано ложится, но и легко рано встает, а «совы» долго бодрствуют, но, а утром любят подольше поспать.
У представителей самого распространённого среднего типа, «голубей», период активности приходится на середину дня.
Учитель: Попробуем для начала определить, что такое сон? (слайд 11)
(Выслушиваются мнения учащихся, анализируются и, дополняются.)
Сон — это торможение основных отделов коры больших полушарий, благодаря которому, происходит отдых нейронов и восстановление их работоспособности.
(Учитель рассказывает о сомнологии)
Наука, изучающая сон — сомнология. (слайд 12)
Основывается на изучении: электроэнцефалограмм, движении глазных яблок и тонусе мышц.
Большой вклад в понимание процессов сна внесли русские учёные
Б) Теории сна.
В) Фазы сна.
Учитель: Эти две гипотезы связаны с фазами сна.
(
Фазы сна
Медленный сон | Быстрый сон |
75% всего времени сна (без быстрого движения глаз | 25% всего времени сна (с быстрым движением глаз) |
Физиологическое состояние организма | |
После засыпания и длится по 1–1,5 часа. | После медленного сна длится по 10–15 мин. |
Снижается активность всех систем организма; мышцы расслабляются, понижается t тела | Активизируется деятельность всех систем организма, мышцы в тонусе, повышается t тела |
Психические процессы мозга | |
Наблюдаются разговоры во сне, страхи и лунатизм Сновидения. | Обработка дневной информации |
Учитель: Центры сна, которые формируют физиологию сна расположены в гипоталамусе. (слайд 15)
Г) Физиология сна.
Учитель:
(ответ учеников — с сновидениями)
Д) Сновидения. (слайд 16)
(формулируется понятие сновидения)
Сновидения — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего человека.
(учитель характеризует образы, изображённые на картинах известных художников, формируя понятия того, что и почему отражается в снах)
(слайды 17–18)
— отрывок какого произведения вы видите на доске?(слайд 19)
(ответ учащихся)
Ее тревожат сновиденья,
Не замечая, как его понять,
Мечтанья страшного значенья
Татьяна хочет отыскать.
(Пушкин А.С. «Евгений Онегин»)
— О чём идет речь в этом отрывке? (ответ учащихся — о «вещих снах»)
В далекие времена снам верили. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку
Учитель: В чем причина такого совпадения? (ответ учащихся)
(у учащихся формируется научное объяснение «вещим снам»)
Е) Значение сна. (слайд 21)
Мне снится сон, что сплю я непробудно,
Что в грезы я надежно погружен.
И на меня ласкательно и чудно
Надежды тень навеял этот сон.
Учитель: О чём рассказывается в этом отрывке?
(ответ учащихся — о значении сна)
Значение сна. (слайд 22)
- Отдых организма.
- Переработка и хранение информации.
- Приспосабливает организм к биоритмам.
- Восстанавливает иммунитет путём активизации
Т-лимфоцитов .
Учитель: Почему человек и животные не могут обходиться без сна?
(рассказ с элементами беседы) (слайд 23)
«Сон» — смотрю в «Опыт» Нового, то есть Будущего…
Ж) Рубрика — это интересно. (см приложение № 2–3) (слайды 24–27)
З) Нарушения сна
(рассказ учителя с элементами беседы об основных нарушениях сна) (слайды 28–34)
1. Летаргия.
2. Кома.
3. Гипноз.
4. Лунатизм.
5. Бессонница.
Возможна замена рассказа учителя на сообщения учащихся.
И) Гигиена сна. (самостоятельная работа по учебнику)
Проверка по слайду 35.
Гигиена сна.
1. Засыпать в одно и тоже время.
2. Перед сном много не есть и не пить.
3. Не заниматься напряжённой умственной работой (уроки заканчивать за 1,5–2 часа до сна)
4. Создать вокруг себя тишину.
Гулять на свежем воздухе и проветривать комнату перед сном.
5. Закрепление изученного материала. (слайд 36)
Вопросы
- Какое отношение к природным биоритмам имеет смена сна и бодрствования?
- Что такое биоритмы?
- Что происходит во время сна?
- Чем быстрый сон отличается от медленного?
- Каково значение сна?
- Сновидений?
6. Домашнее задание.(слайд 37)
§ 59. 1. Дополнить правила гигиены сна 2. Ответить на вопрос.
Вопрос. Изобретатель Саркисов предложил водителям очки против сна. К верхней части оправы крепятся две скобы с пружинящими пластинками. Они подпирают веки и не дают им закрыться.
В чём ошибка изобретателя?
4. А как действительно должно быть устроено такое приспособление?
7. Рубрика — это интересно (слайды 38–39) см приложение 4.
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Флеш-анимация «Фазы сна»
Флеш-анимация «Фазы сна» с сайта «Биология для школьников»
- 21586 просмотров