Урок химии: «Гидролиз солей»
Умбетьярова Елена Борисовна учитель химии Федоровской СОШ № 1 Теректинского района Западно-Казахстанской области |
9 класс
Цель урока: Формирование нового понятия «Гидролиз», развитие навыков самостоятельной и групповой работы учащихся.
Задачи урока:
Образовательные: Закрепить у школьников знания теории электролитической диссоциации, умение разделять вещества на электролиты и не электролиты, определять характер среды по окраске индикатора. Сформировать знания о гидролизе, как особом свойстве солей. Доказать влияние состава соли на направление реакции, и привести учащихся к выводу о смещении равновесия диссоциации молекул воды, за счет связывания одного из ее ионов ионами соли. Сформировать умение по составу соли (ее природе) прогнозировать реакцию среды.
Развивающие: На примере свойств солей, различной природы, их отношение к воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно — следственные связи, делать соответствующие выводы.
Воспитательные: Через проблемный метод обучения раскрыть перед учениками научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать переходу знаний в убеждения.
Тип урока: комбинированный
Методы: проблемно-поисковый, репродуктивный
Оборудование и материалы: Интерактивная доска; Флипчарты к уроку, составленные в программе Activstudio. Растворы солей: AlCl3, NaCl, Na2СO3, кислоты, щёлочи, лакмус. Таблица растворимости и индикаторная таблица.
Ход урока
I. Организационный момент
Мотивация учащихся: «Знания не проверенные опытом, матерью великой достоверности, бесплодны и полны ошибок». Леонардо да Винчи
II. Актуализация опорных знаний
Задание 1. Установите соответствие.
А) При растворении в воде вещества 1. отличаются по свойствам распадаются на___
Б) Диссоциация — это___ 2. направленное движение.
В) Под действием электрического тока ионы приобретают___ 3. распад электролита на ионы
Г) Атомы и ионы одного и того же элемента___ 4. ассоциация
Д) Химические свойства веществ обусловлены___ 5. обладают ионной проводимостью
Е) Антоним диссоциации___ 6. ионы
Ж) Электролиты ___ 7. химической природой ионов.
Задание 2. Даны формулы солей: NaHSO4, Na2CO3, Fe(NO3)2, K3PO4, (CuOH)2SO4, RbH2PO4, MgOHCl. . Распределите соли по классам, назовите их. Дайте определения солям, с точки зрения ТЭД.
Задание 3. Составьте уравнения диссоциации следующих солей: Na2CO3 и RbH2PO4.
Задание 4. Составьте молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения для следующей схемы: NaOH + H2SO4→
III. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности
Этап 1. Фронтальная беседа.
- Назовите формулы сильных и слабых оснований.
- Назовите формулы сильных и слабых кислот.
- По какому признаку эти вещества классифицируют на сильные и слабые?
- Какие ионы образуются при диссоциации оснований, и какова среда раствора в данном случае?
- Какие ионы образуются при диссоциации кислот, и какова среда раствора в данном случае?
- Сделайте вывод, присутствие каких ионов обуславливает щелочную и кислотную реакцию среды.
- Как изменится цвет лакмуса в щелочной и кислотной среде?
Этап 2. Демонстрационный опыт
Перед вами три пробирки, в которых растворы кислоты, щелочи, и дистиллированная вода.
Подтвердим ваши ответы экспериментом. При работе не забываем о правилах ТБ при обращении с химическими веществами. Результаты опыта оформляем в таблице.
Вещество |
Окраска лакмуса |
Среда |
Ионы |
Раствор щелочи |
Синий |
Щелочная |
<ОН- |
Раствор кислоты |
Красный |
Кислая |
<Н+ |
Дистиллированная вода |
Фиолетовый |
Нейтральная |
ОН- = Н+ |
Вода, хотя и в малой степени, но диссоциирует: H2O↔H++OH-. Когда концентрация ионов Н+ и гидроксид - ионов равны между собой [H+]=[OH-], то среда нейтральная, если больше ионов водорода, кислотная, если больше гидроксид-ионов, среда щелочная.
IV. Изложение нового материала
Учитель: Как вы думаете, будут ли растворы солей изменять окраску индикаторов?
Учащиеся: Нет, т.к. при диссоциации солей не образуются ионы водорода и гидроксид-ионы.
Проблемный вопрос. Почему при изжоге больному предлагают выпить раствор пищевой соды, а не поваренной соли, хотя оба вещества относятся к классу солей? Ученики выдвигают гипотезу: среда растворов этих солей различна. Проверяем эту гипотезу в ходе выполнения лабораторного опыта: «Изменение окраски лакмуса в растворах солей». Результаты лабораторного опыта оформляются в таблице.
Формула соли |
Окраска лакмуса |
Среда |
Ионы |
AlCl3 |
Красная |
Кислая |
<Н+ |
Na2СO3 |
Синяя |
Щелочная |
<ОН- |
NaCl |
Фиолетовая |
Нейтральная |
ОН- = Н+ |
Учитель: Как вы ответите на проблемный вопрос?
Учитель: О чем говорит изменение окраски индикатора?
Учащиеся: При растворении соли в воде происходит химическая реакция. Растворение в воде – физико-химический процесс.
Гидролиз соли - процесс взаимодействия ионов соли с молекулами воды, в результате чего образуются слабо диссоциирующие молекулы или ионы.
Учитель: Почему растворы разных солей имеют разный характер среды?
Учащиеся: Частицы соли, связывая частицы воды, смещают равновесие диссоциации воды и в результате этого накапливаются ионы, определяющие среду
Учитель: Все ли соли вступают в реакцию гидролиза, если нет то, по какому принципу? Как зависит характер среды от состава соли?
Учащиеся: В солях общих ионов нет. Они разные по составу. Поэтому и результаты гидролиза разные.
Виды гидролиза
- Гидролиз по катиону – соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Примеры: AlCl3 , Fe(NO3)3, CuSO4 и т.д.
НОН ↔ Н+ + ОН- AlCl3→Al3+ + 3Cl-
↓ ↓
Ме n+ + Hδ+-OHδ- ↔ MeOH (n-1)+ + H+ Al(OH)3↓ HCl
↓
гидроксокатион среда кислая слабый сильный
Al3+ + НОН ↔AlОН2+ + Н+ электролит
Al3+ + 3Cl- +НОН ↔AlОН2+ + Н+ + 3Cl-
AlCl3 + HOH ↔ AlOHCl2 + HCl
хлорид гидроксоалюминия.
Гидролиз по катиону, приводит к образованию основных солей или гидроксокатионов и ионов водорода. (Среда кислая)
II. Гидролиз по аниону – соль образована сильным основанием и слабой кислотой. Примеры: Na2СO3, Rb2SiO3, K2SO3 и т.д.
Ann- + H-OH ↔ HAn(n-1)- + OH-
↓
гидроанион среда щелочная
Na2CO3 ↔ 2Na+ + CO32- CO32- + НОН ↔ HCO3- + OH-
↓ ↓ 2Na+ + CO32 + НОН ↔ 2Na+ + HCO3- + OH-
NaOH H2CO3 Na2CO3 + НОН ↔ NaHCO3 + NaOH
сильный слабый гидрокарбонат натрия
электролит
Гидролиз по аниону, приводит к образованию кислых солей или гидроанионов и ионов гидроксильной группы. (Среда щелочная).
III. Полный гидролиз – соль образована слабым основанием и слабой кислотой.
Al2S3 + 6H2O→ 2Al(OH)3↓ + 3H2S↑
Гидролиз идет до конца, т.е. до образования кислоты и основания.
Соли образованные сильным основанием и сильной кислотой не подвергаются гидролизу, т.к. невозможно образование слабых электролитов.
NaCl↔ Na+ + Cl- NaCl + HOН↔
↓ ↓ Среда нейтральная
NaOH HCl
сильный сильный
электролит
Алгоритм составления ионного и молекулярного уравнения гидролиза соли.
- Составляем уравнение электролитической диссоциации соли.
- Определяем силу основания и кислоты, образующих соль.
- Выбираем ион слабого электролита.
- Составляем уравнение гидролиза выбранного иона.
- Определяем характер среды.
- По ионному уравнению составляем молекулярное уравнение.
V. Систематизация полученных знаний
1. Заполните таблицу
Формула соли |
Цвет лакмуса |
Среда |
Уравнение гидролиза |
Fe(NO3)2 |
|
|
|
Na2SiO3 |
|
|
|
KCl |
|
|
|
2. Тестирование по новой теме:
- Установите соответствие:
Формула соли Вид гидролиза
1. Na2SO4 А) по катиону
2. K2SO3 Б) по аниону
3. Cr2S3 В) гидролиз не идет
4. NH4Cl Г) полный гидролиз
II.Фенолфталеин станет малиновым в растворе соли:
А) NANO3 Б) Al2(SO4)3 В) K2SO3 Г) FeCl3
III. Гидролиз это -
А) обменная реакция соли с водой
Б) растворение соли в воде
В) диссоциация соли в воде
IV.Сущность гидролиза заключается:
А) в диссоциации молекул соли на ионы
Б) в образовании слабо диссоциирующего вещества.
- Установите соответствие:
1. нитрат калия А) кислая
2. сульфат железа (II) Б) нейтральная
3. карбонат калия В) щелочная
4. хлорид меди
VI.Домашнее задание: § 8 упр. 1-5 стр.29.
- 14493 просмотра