Урок химии в 9 классе «Углерод»
Гаркуша Лариса Григорьевна учитель химии КГУ «Рузаевская средняя школа» района имени Габита Мусрепова |
Задачи урока
- Образовательные: совершенствование знаний учащихся о строении атомов химических элементов, явлении аллотропии, изучение физических и химических свойств углерода, его применение.
- Развивающие: совершенствование умений и навыков сравнивать, выявлять закономерности, уравнения реакций, характеризующих химические свойства углерода, развивать память, наблюдательность, познавательную активность, умения и навыки рассуждать, делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, трудолюбие, волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
Тип урока: Урок получения новых знаний.
Оборудование: Фрагменты электронного учебника эксперимент «Горение угля», древесный уголь, раствор красителя, колбы, стеклянные палочки.
Ход урока
1. Мотивация
Объяснение целей и задач урока.
2. Реализация
1.Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова Р. Эмерсона «Способность видеть чудесное в обыденном — неизменный признак мудрости».
На столе: коллекция ракушек, спил дерева, карандаш, колба с углекислым газом, комнатное растение, уголь, духи.
Вопрос: Что объединяет эти предметы и как они связаны с темой урока?
Прием ЗХУ
Заполнение таблицы
2.Усвоение новых знаний
Рассказ учителя
Определить точную дату открытия углерода невозможно. Однако установить, когда он был признан простым веществом нетрудно. В «Таблице простых тел» созданной Лавуазье в 1789 году углерод фигурирует как простое вещество.
В природе углерод встречается в виде двух аллотропных видоизменений — алмаз и графит. Они известны с глубокой древности, но их долго считали двумя разными веществами и лишь Лавуазье установил, что они имеют одно начало.
Вопрос: О каком камне мечтает каждая женщина?
Алмаз по праву считается «царем камней» (демонстрация фотографий). Пожалуй, ни с одним из драгоценных камней не связано столько легенд, преданий и драматических историй, как с алмазом. В древности считалось, что алмазы обладают чудодейственной силой: «Человек, носящий алмазы, пользуется царской милостью, его мнение уважается всеми, он не знает болезней желудка, до глубокой старости сохраняет память и веселое расположение духа…» В легенде о Прометее рассказывается, что похититель огня был прикован к скале алмазными цепями.
Алмаз имеет вид прозрачных, обычно бесцветных кристаллов, которые сильно преломляют световые лучи света и поэтому блестят («играют»). Алмаз — самое твердое вещество в природе (твердость по шкале Мооса 10), однако он очень хрупок. Алмаз не проводит электрический ток, плохо проводит теплоту. Кислоты и щелочи не действуют на алмаз даже при высокой температуре. В атмосфере кислорода при 700°—800°сгорает с образованием углекислого газа. Крупные алмазы шлифуют и получают бриллианты. Искусственные алмазы получают из графита при температуре 2000° и давлении 100 000 атм. При нагревании без доступа воздуха до 1000°—1500° алмаз превращается в графит. В природе алмаз встречается в особой маточной породе кимберлите. Добываемые природные алмазы в основном представляют маленькие кристаллики массой в доли каратов. Карат — единица измерения массы алмаза. 1 карат — 200 мг.
Чтение рассказа
Д. Бродская «Марийкино детство»
Составьте рецензию на отрывок из литературного произведений.
А теперь давайте поговорим о втором аллотропном видоизменении углерода.
Отгадайте загадку
Он не водится с огнем
Рост теряет день за днем
Много трудится, а мы
Всякий раз снимаем стружку
С неповинной головы, (карандаш)
Вопрос: Что является главной частью карандаша?
Работа в группах.
Прочитать текст, составить кластер.
Графит — слоистое кристаллическое вещество с гексагональной структурой, электропроводен, имеет металлический блеск. Плотность графита 2,1 — 2,5 г/см3, ниже, чем у алмаза. Графит настолько мягок, что даже легкое трение о бумагу оставляет на ней серо — стальной след. (Сравнение кристаллической структуры алмаза и графита). Вещества, содержащие практически чистый углерод, получаются сухой перегонкой.
Сухой перегонкой называется нагревание веществ без доступа воздуха.
Каменный уголь кокс
Древесина → древесный уголь
Кости костный уголь
Уголь, полученный таким способом, обладает способностью поглощать газообразные и растворенные вещества. После обработки водяным паром эта способность усиливается. Такой уголь называется активированным. Свойство угля и других твердых веществ удерживать на своей поверхности газы и растворенные вещества называется адсорбцией.
Чтение рассказа
Отрывок из сказки Одоевского «Мороз Иванович»
Между тем рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков, да песку крупного насыплет, вставит ту бумажку в кувшин да нальет в нее воды, а
Проведение эксперимента с древесным углем.
Работа в группах.
Где можно использовать это свойство. Нарисуйте прибор (работа в группах).
Демонстрация рисунков
В 1915 г. ученый Зелинский предложил применять активированный уголь в противогазах для защиты органов дыхания от вредных газов.
Демонстрация электронного учебника — изучение химических свойства углерода
3. Формирование умений и навыков
Работа со схемой.
Где применяется углерод?
Выполнение теста
Тест
1.В какой группе находится углерод
а) 1 6) 2 в) 3 г) 4
2.Количество электронов на внешнем электронном уровне углерода
а) 2 6) 4 в) 3 г) 5
3.Аллотропная модификация углерода
а) углекислый газ б) карбид кальция в) графит г) оксид углерода (//)
4. Имеет вид прозрачных, обычно бесцветных кристаллов, которые сильно преломляют световые лучи
А) графит 6) кокс в) алмаз
5. Слоистое кристаллическое вещество с гексагональной структурой, электропроводен, имеет металлический блеск
А) графит 6) кокс в) алмаз г) озон
6.Используется для бурения горных пород
А) графит 6) кокс в) алмаз г) кремний
7.Используется в металлургическом процессе
А) графит б) кокс в) алмаз г) уголь
8.Карбиды получаются при взаимодействии углерода с
а) водородом б) углеродом в) металлами г) кислотами.
9.Сумма коэффициентов в уравнении горения углерода
а) 4 6) 3 в) 5 г) 4
10.Углерод не взаимодействует с
а) водородом б) оксидом меди в) водой г) гидроксидом натрия
Тест 2
Выберите правильные суждения
1. Графит используется для бурения горных пород.
2. Алмаз самое твердое вещество в природе.
3. Кокс используется для восстановления металлов из оксидов.
4. При нагревании без доступа воздуха до
5. Графит называется также активированным углем.
6. Алмаз и графит образованы разными химическими элементами.
7. Коэффициент перед оксидом меди при взаимодействии его с углеродом.
8. Свойство угля и других твердых веществ удерживать на своей поверхности газы и растворенные вещества называется адсорбцией.
9. Алмаз растворяется в сильных кислотах и щелочах.
10. Графит может превращаться в алмаз.
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
П.23, 24, упражнение 3 страница 75
- 9285 просмотров