Урок информатики – формирование критического мышления
Танатова Жанара Мухтаровна, учитель информатики и математики, вторая квалификационная категория высшего уровня, школа-гимназия № 22, г. Астана, Республика Казахстан |
Развитие практических навыков путем критического мышления позволит подготовить учеников к современным требованиям времени и ускоренного экономического роста.
Для создания самостоятельного экономически независимого государства нужен не только хороший управитель, но и хороший исполнитель. А хороший исполнитель — это грамотный специалист своего дела.
В своем послании народу Казахстана Глава государства озвучил: «Знания и профессиональные навыки — ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров».
Подготовку будущих специалистов для современной быстро развивающейся экономики Казахстана необходимо начинать со школьной скамьи через совершенствование процесса обучения.
Проблема совершенствования обучения — одна из самых важных в педагогике. Именно в обучении важно обеспечить формирование учебных знаний, навыков и умений.
Одним из рывков в усовершенствовании и развитии системы обучения являются кембриджские курсы.
Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока.
Кембриджские курсы позволили мне изменить образ учителя, сложившегося стереотипа преподавания в школе.
Главная особенность программы Кембриджских курсов — самостоятельная работа учащихся, осмысление ими и обработка информации. Учитель не объясняет, как раньше, а дает инструкции. Современные дети открыты компьютерным технологиям, наша задача — направить этот интерес в нужное русло.
Надо помнить, что усвоить не значит выучить, вызубрить. Усвоить предмет значит знания его сделать своими. То есть так овладеть знаниями, чтобы они стали как бы собственными и легко можно было бы применить их в различных жизненных обстоятельствах. Поэтому акцепт в обучении необходимо делать и на усвоение и на применение знаний.
При такой организаций обучения знания становится более прочными и глубокими. В соответствий с этим особое внимание уделяется совершенствованию средств и методов обучения.
Таким образом, основным элементов обучения на моих уроках является формирование у ребенка критического мышления.
Критически мыслящий человек способен:
•ставить конкретные вопросы;
•выделять главное;
•определять нужную информацию;
•распознавать необъективные суждения;
•отделять факты от субъективных мнений;
•отделять ошибочную информацию от правильной;
•ставить проблему;
•делать сравнения;
•выявлять причинно-следственные связи;
•выдвигать варианты решений;
•предвидеть последствия;
•находить и приводить аргументы;
•делать выводы и проверять их на практике.
Для того, чтобы рационально и эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учеников, направленную на формирование критического мышления и основанную на использовании информационных технологий, проанализируем особенности этих технологий с целью выявления их возможностей для формирования информационных, рефлексивных и исследовательских умений на уроках информатики.
Во-первых, одной из особенностей информационных технологий является то, что большинство современных информационных технологий позволяют реализовать конструктивистские модели обучения, в которых ученик активно действует сам, конструирует свои знания, а не воспринимает мир таким, каким его видит учитель. Многие специалисты указывают, что главными видами деятельности при использовании конструктивистских сред являются экспериментирования с целью проверки своих гипотез, прогнозирование результатов, разработка алгоритмов, исследование закономерностей, содержательная интерпретация полученных данных и т. д., а именно в таких действиях проявляются умения критического мышления. Они являются эффективным инструментом для моделирования реальных ситуаций, процессов и явлений, предоставляют возможность строить аналитические, графические, объектные модели, вносить в них изменения и дополнения, анализировать варианты моделей с разными наборами параметров, сравнивать, проверять предлагаемые решения, выбирать лучшие.
Во-вторых, информационные технологии обеспечивают применение на уроках информатики средств визуализации и компьютерной графики, являются воплощением и дальнейшим развитием известного дидактического принципа наглядности обучения. Эти средства визуализации предоставляют возможность управлять процессом обучения, предлагая тот или иной вариант представления, размещение объектов на экране, а ученики сами, согласно своего видения, понимания внутренних связей выполняют эти действия, что способствует развитию критического мышления.
В-третьих, информационные технологии позволяют использовать широкий спектр специфических средств решения задач, которые сложно решить другими методами. Так, в табличном процессоре это действия, связанные с большим количеством перерасчетов, перебором вариантов; прогнозированием с помощью линий тренда; подбора параметров, изменяющихся для получения нужного значения исследуемой величины, выполнение анализа и т. д.. Эти действия важны для проявления и формирования исследовательских и рефлексивных умений критического мышления при выдвижении и проверке гипотез, построении и исследовании моделей, формулировании выводов. В том же табличном процессоре есть инструментарий для формирования информационных умений критического мышления — поиска и вывода нужных пользователю данных, систематизации, сортировки их по определенным признакам. Это реализуется благодаря возможности работать с электронной таблицей как с базой данных, использовать средства для работы со списками, средства анализа данных с помощью сводных таблиц. С педагогической точки зрения нужно научить учащихся устанавливать все важные связи между объектами, сознательно отбирать значимые факты для занесения их в базу, то есть обладать навыками анализа, синтеза и оценки сообщений.
В-четвертых, информационные технологии являются средством развития рефлексивных умений критического мышления (умений самоконтроля, самооценки, проверки полученного решения, сопоставление его с условием задачи). Это связано прежде всего с тем, что с помощью ИТ можно мгновенно проверить эффективность усвоения выученого материала, поскольку существует мгновенная обратная связь между учащимся и компьютерной программой, которая проверяет эти знания. ИТ активизируют умственную деятельность, стимулируют самостоятельный поиск ошибок в своих действиях и путей правильного решения. Также информационные технологии обеспечивают уникальную возможность наглядно убедиться в необходимости самоконтроля, самооценки собственных действий и если учитель правильно организует этот процесс, то результат будет очень эффективным. Сама по себе программа никак не может обеспечить правильное решение задачи, она лишь помогает пользователю, автоматизируя рутинные действия введения, обработки и представления информации, предлагая для этого большое количество специальных средств.
Основные этапы урока, направленные на формирование критического мышления
Вызов. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т. д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.
Осмысление. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, прослушивая информацию, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы.
Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.
Во время урока в работу должны быть вовлечены все учащиеся. Для этого, например, я используют методический прием — короткие выступления при обсуждении темы.
Также следует позаботиться о психологической подготовке учащихся. Для этого полезно проводить разминки, поощрять учеников за активное участие в работе, предоставлять им возможность самореализации. Очень важно, чтобы каждый был услышан, каждая группа имела возможность выступить по проблеме.
Одним из приемов критического мышления, используемых на моих уроках информатики является «Мозговой штурм».
«Мозговой штурм» заключается в том, что задаются вопросы разного уровня.
Вот один из примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся 9 класса по теме «Защита информации» предлагаются вопросы:
1. Что угрожает информации?
2. От кого нужно защищать информацию?
3. Как защитить информацию?
Прием «Разбивка на кластеры»
Кластер — графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Вот, например, взять тему в 9 классе «Алгоритм, свойства, исполнители». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий.
Прием ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)
Например, в 9 классе теме «Моделирование»:
Таблица 1
Знаю |
Узнал новое |
Хочу узнать подробнее |
Что такое модель. Виды моделей. |
Табличные модели. |
Компьютерное моделирование. |
Такой прием позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации — вторая колонка и на этапе Рефлексии — третья.
Как мы видим мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
В связи с чем, для решения возникающих проблем, необходимо, чтобы учащиеся не просто шаблонно повторяли действия учителя, лишь иногда импровизируя, а мыслили и творчески, подходили к решению любой проблемы или задачи, встающей перед ними. На мой взгляд, целенаправленное развитие критического мышления позволит учащимся избежать репродуктивного уровня осмысления учебного материала, позволит им глубже проникать в суть возникающих перед ними проблем, нестандартно подходить к решению задач.
Деятельность — единственный путь к знаниям
Бернард Шоу
Список литературы:
1. Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый уровень). АОО «Назарбаев Университет», 2012 год.
2. Соколова Л. Н. Средства информационно-коммуникационных технологий как часть педагогической системы // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» — 2012. — V.15. — № 2. — C.553-564.- ISSN 1436-4522. URL: httpss://ifets. ieee. org/russian/ depository/v15_i2/html/14.htm.
- 10340 просмотров