Урок музыки «Что общего у кобыза и скрипки»
Мамычева Елена Владимировна, учитель музыки, 1 категория¸ КГУ «Киялинская СШ», СКО Аккайынский район село Киялы |
Цели: развитие слуха учащихся, знакомство со скрипкой и кобызом, определение сходства между ними.
Ход урока
Организационный момент
Музыкальное приветствие
Психологический настрой
Итак, здравствуйте! Я рада новой встрече с вами. Давайте улыбнемся друг другу, и пусть улыбка согреет добротой ваши сердца.
Целеполагание:
1.Сформировать представление о строении струнных музыкальных инструментов.
2. Познакомиться с особенностями игры на струнных музыкальных инструментах.
3.Проанализировать музыку, исполняемую на данных музыкальных инструментах.
Работа по теме урока
Скрипка, как и другие музыкальные инструменты, сформировалась в результате длительного и сложного процесса общего развертывания музыкальной культуры, сменой социальных условий, в которых он протекал. Вообще понятие «смычковый инструмент» объединяет в себе большую группу музыкальных инструментов, распространенных по всему миру. Искать же корни струнно-смычкового инструмента в каком-нибудь определенном этнографическом культурном круге, определять центр распространения по странам Европы, Азии и Ближнего Востока представляется нецелесообразным.
Имеющееся инструментоведческие данные о развитии смычковых инструментов в различных странах показывают, что каждый культурный этнос обладал характерным именно для него набором смычковых инструментов. Различия между ними были настолько существенными, что никак не вдохновляют на поиски взаимовлияния, и, тем более, на синтезирование всех этих инструментов с тем, чтобы получить скрипку.
Дело в том, что народные формы культуры имеют большую устойчивость. Не составляют исключения и музыкальные инструменты, которые органично вписывались в бытовую сферу людей. А так как каждая культура генерировала достаточно разнообразный музыкальный инструментарий, в который входили и смычковые инструменты, надобности в пришлых инструментах не было. Таким образом, теория заимствования конструкции инструмента из чуждой музыкальной культуры и адаптация его к новым задачам вызывает определенные сомнения.
Так как скрипка в том виде, какой мы ее знаем, является продуктом европейской культуры, то и истоки ее следует искать в Европе. Такую постановку вопроса поддерживают многие исследователи.
Кобыз
Послушайте слова создателя инструмента кобыз композитора, акына Коркыта
О, мой кобыз,
Вывернутый из корня сосны.
О, мой кобыз,
Извлеченный из клена.
Мой кобыз, чей резонатор
Из кожи быстроногого верблюда.
Мой кобыз, чья подструнная подставка
Из рога дикого козла.
Мой кобыз, чьи струны
Из хвостового волоса пятилетнего жеребца.
Я покручу твои колышки.
Если мои мечты не сбудутся,
Я об землю тебя разобью.
Кобыз — двухструнный смычковый музыкальный инструмент. Имеет ковшеобразный корпус, короткую дугообразную изогнутую шейку (без ладов) и большую плоскую головку, сделаную из одного куска дерева 9ореха, берёзы, серебристого тополя, тута). Общая длина 600-730 мм, ширина корпуса 130-180 мм. Нижняя, вытянутая часть корпуса закрыта мембраной из верблюжьей кожи; верхняя, круглая — открыта. Струны из некрученого конского волоса опираются на высокую подставку (деревянную или роговую), устанавливаемую в верхней части мембраны. Смычок небольшой, слегка вытянутый; крепление волоса свободное. При игре кобыз опирают на пол или колено, смычок держат вывернутой ладонью. Струн касаются, не прижимая их к шейке, извлекая звук. Широко используется особый приём-касание струны не подушкой пальца, а ногтём. По звуку кобыз слегка напоминает виолончель. Строй квартовый, иногда применяются параллельные вкарты и квинты, двухголосие.
Родство этих двух инструментов можно объяснить тем, что в своем развитии они взаимовлияли друг на друга. Если предположить неитальянское происхождение скрипки, то можно сказать, что кобыз был ее многоголосным вариантом в музыкальной культуре Казахстана, где для танцевальных номеров в то время успешно применялся ребек.
Тест по строению музыкальных инструментов с самооценкой
1. В чем сходство этих струнных музыкальных инструментов?
1) У всех инструментов есть струны.
2) На всех инструментах играют смычком.
2. Выбрать дерево, которое встречается при изготовлении струнных музыкальных инструментов.
1) Клен, 2) сосна, 3) береза, 4) ель
2. Какой из музыкальных инструментов не относится к семейству струнных?
1) Балалайка, 2) гармонь, 3) скрипка, 4) кобыз, 5) домбра
3. Какой музыкальный инструмент согласно легенде создал Коркут?
1) Гитара, 2) добра 3) балалайка, 3) кобыз, 4) скрипка.
Музыкальная викторина «Узнай инструмент»
Дети отгадывают из предложенных фрагментов правильный ответ (скрипка, кобыз).
Разучивание песни «Смычок-новичок»
Учитель показывает песню (поет и показывает действия).
Разучивается песня очень быстро, движения, учащиеся сразу понимают (получается и динамическая пауза и заучивание песни).
На втором этапе работы над песней можно вызывать в солисты учащихся, которые сами будут показывать движения.
Стадия рефлексии
— Что узнали на уроке?
— Что удивило?
— Какой момент урока произвёл большее впечатление?
Домашнее задание: Я прошу вас найти изображения струнных инструментов и наклеить их в свою рабочую тетрадь или нарисовать их там же. Это и будет вашим домашним заданием. А сейчас еще раз спасибо за урок.
До свидания!
- 13239 просмотров