Урок на тему: «Формирование навыков игры по слуху и транспонирование»
Вист Марина Викторовна преподаватель по классу аккордеон, первой категории КГКП «Детская музыкальная школа № 2 г. Сатпаев» пос. Весовая |
Цель урока — определение основных принципов методов работы над развитием у учащегося навыков игры по слуху. Рассмотрение главных элементов транспонирования.
Задачи урока:
Обучающие: практическое закрепление тематического материала посредством подбора аккомпанемента к мелодии и навыков транспонирования.
Развивающие: развивать мышление, умение анализировать, самостоятельность в работе.
Воспитательные: воспитывать творческое отношение при подборе аккомпанемента и транспонировании. Формировать систематичность приобретения полученных навыков.
Формировать умение ученика работать с дополнительным материалом.
Тип урока: закрепления полученных навыков.
Форма: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
План урока
1. Организационный момент (понятие транспонирование и аккомпанемент)
2. Применение знаний и умений.
3. Обобщение занятия, подведение итогов.
Участники урока
Преподаватель специального аккордеона — Вист Марина Викторовна
Учащиеся: Цыплухина Татьяна 5класс, Зиньков Вадим 3 класс
Гости — представители ГорОО, преподаватели ДМШ и ДШИ города
Ход урока
Учитель. Развитие и формирование навыков игры по слуху и транспонирование — это одна из важнейших составляющих задач в обучении музыкой. Слушая гармонию и находя соответствующую ритмическую основу — ученик приобщается к творчеству, которое развивает музыкальное чутьё, художественную фантазию, что нередко перерастает в способность импровизировать, сочинять музыку.
Играющий по слуху быстро овладевает репертуаром, увереннее чувствует себя за инструментом, поэтому ценен как исполнитель и как аккомпаниатор.
Формирование
Подбор по слуху имеет 2 формы:
- усвоение музыки в первоначальной тональности;
- усвоение в новой тональности,
т. е. транспонирование
Давайте выясним, как мы понимаем и что означает транспонирование.
Зиньков Вадим (ученик озвучивает значение «транспонирование — это перенос мелодии в другую тональность»)
Л.Кочев. 16 ежедневных упражнений — эти упражнения полезны в качестве ежедневного тренинга для пальцевой активности(основное положение
1. Исполнение упражнений в основной тональности
2. Транспонирование в
Чтобы вызвать интерес к упражнениям, следует разнообразить динамику и темп. Таким образом, упражнения превращаются в творческий процесс, что позволяет воспроизводить точность, автоматичность и уверенность.
Повторить упражнения, используя динамику и темп.
Замечания: обратить внимание на ведение меха- мягче, ровнее, без рывков, подключить слуховой контроль. Штрихи приучают к качественной артикуляции, дальнейшая работа над легато. Постепенно прибавлять темп и добиваться автоматизма при игре упражнений.
Приложение 1
Навыки игры по слуху воспитываются в процессе подбора музыкального материала(в данном случае аккомпанемент). А что же такое аккомпанемент?
Отвечает Цыплухина Татьяна:
Аккомпанемент — это партия инструмента, которая сопровождает сольную партию, является её ритмической и гармонической опорой, углубляет художественное содержание мелодии, показывая её характер и музыкальный образ.
Учитель. Подбор аккомпанемента это простое и увлекательное занятие. А подбор аккомпанемента к пьесам — это одна из важнейших задач в обучении музыкой. Для этого есть 2 основных правила:
- после D(доминанта) не используется S (субдоминанта)
- мелодия заканчивается на Т (тоника).
Всю работу по подбору аккомпанемента можно условно разделить на 3 момента:
- провести краткий анализ произведения (лад, тональность, определить фразировку, ритм)
- проигрывая мелодию, одновременно левой рукой подобрать по слуху подходящую аккордовую гармонию (основной бас приходится на сильную долю, устойчивые звуки на Т, а неустойчивые на D и S)
- после проделанной работы нам необходимо украсить наш аккомпанемент,
т. е. добавить М (минорный аккорд) и Б (мажорный аккорд), другими словами создать ритмический рисунок.
Для каждого произведения он имеет свою окраску:
1. для лирических и хоровых песен — это спокойный, мягкий и ласковый характер;
2. для плясовых — это чаще всего удалой, активный, стремительный;
3. для марша — это
Преподаватель играет примерные произведения, сопутствующим определённый характер- песни, танца, марша.
Приложение 2
В силу весьма широких возможностей инструмента (
Зиньков Вадим русская песня «Теремок»
Цыплухина Таня русская песня «Во кузнице» (нотное приложение)
Учитель помогает сделать краткий анализ песен и определить основные функции аккомпанемента (T, D, S)
↗ D соль 7 ↗ D ми 7
До мажор → T до Б Ля минор → T ля М
↘ S фа Б ↘ S ре М
Любое учение основывается на переходе от простого к сложному. Для этого мы воспользуемся переходом в параллельную тональность, которое осуществляется 2 способами: модуляцией и отклонением.
Учащиеся рассказывают значения «модуляция — это переход от одной тональности в другую, чаще всего в параллельную тональность через D7»,
Зиньков Вадим русская песня «
Цыплухина Таня русская песня «В лесу калина» — отклонение
(нотное приложение)
Преподаватель помогает определить функции аккомпанемента, найти переход тональности в параллельную. Для более интересного звучания аккомпанемента можно использовать обращения тонического аккорда (
Исполнение песен «Ах ты берёза» — Зиньков Вадим, «Колыбельная» — Цыплухина Таня
В процессе этих занятий у учащегося формируется и укрепляется
И даже маленькому ученику надо позволять быть художником, давая в напутствие слова Ф.Шумана: «Цепь правил должна быть обвита серебряной нитью фантазии»
Вывод: Комплексное развитие навыков игры по слуху и транспонирование помогает совершенствоваться в практической деятельности музыканта — и как исполнителя, и как аккомпаниатора.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо за работу.
Используемая литература
1.
2.Сборник методических материалов «Баян и баянисты». Всесоюзное издательство «Советский композитор», г. Москва — 1970 г.
3.Э.Кирсанова «Музыка-детям», г. Алматы «Өнер» — 2009 г.
4.О.Блох «Путь к техническому совершенству аккордеониста»,г. Москва — 2007 г.
5.
- 9465 просмотров