Урок на тему «Развитие внимания ребёнка»
Лобкова Лидия Валерьевна |
Развитие внимания ребёнка имеет большое значение для результатов любого труда. Дети, обладающие хорошим вниманием, работают не только быстрее, но и производительнее. Многие ошибки при выполнении различных заданий возникают у школьников из-за того, что они невнимательно увидели все обозначения нотного текста или невнимательно прочитали задание по теории, слушали пояснения преподавателя перед написанием музыкального диктанта, ошиблись в элементарных арифметических действиях при выполнении теоретических построений. Известно, что на исправление ошибок, особенно заученных в домашних условиях при освоении нотного текста, уходит много времени и сил преподавателя на уроке. Но затем они вновь повторяются при занятиях дома. И даже если ребёнок привык трудиться за инструментом регулярно, но невнимательно, результат выполнения домашнего задания и выступление на академических концертах и экзаменах будет оцениваться не так высоко, как хотелось бы ребёнку.
Умение концентрировать внимание зависит от возраста ребёнка. Дети дошкольного возраста могут в основном сосредоточиваться лишь на короткое время. Поэтому так важно выполнять составленный совместно с преподавателем график домашних тренировок. Младшим школьникам необходимо заниматься по два, три раза в день по 30 минут, когда их внимание способно выполнить все условия задания. С первых лет жизни ребёнку надо создавать такие условия, при которых от него можно требовать выполнения соответствующих его возрасту задач по концентрации внимания.
Очень часто дети жалуются на перегруженность уроками, а родители соглашаются с ними, не вникая в причины их мнимой перегруженности, не понимая того, что их дети занимаются не правильно, неэкономно. Родителям порой кажется, что у ребёнка нет способностей, только потому, что он не помнит, о чём шла речь на уроке, или много времени проводит над выполнением домашних заданий, достигая при этом весьма слабых результатов. На самом деле ребёнок чаще всего не использует полностью своих возможностей, так как не умеет концентрировать своё внимание. Так что же такое внимание, виды и свойства внимания с точки зрения психологии?
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Со вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.
Виды внимания:
— непроизвольное — само собой возникающее, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик на раздражение;
— произвольное — сознательное сосредоточение на получении определённой информации, требующее волевых усилий;
— послепроизвольное внимание — основывается на интересе, возникающим при вхождении в деятельность. В результате возникновения послепроизвольного внимания снимается напряжение, и человек не устаёт, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
Свойства внимания:
— концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте;
— объём — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; — переключение — намеренно осознанный перенос внимания с одного объекта на другой; — распределение — возможность удержать в сфере внимания одновременно нескольких объектов, выполнять несколько видов деятельности;
— устойчивость — длительность сосредоточения внимания на объекте.
Одни психологи утверждают, что внимания как особого, независимого процесса не существует. Внимание выступает как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности. Например, для зрительного восприятия внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для памяти внимание выступает как фактор, способствующий удержанию нужной информации в кратковременной и оперативной памяти и переводу её в долговременную память. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. Другие психологи полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.
Внимание выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организационному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Психологи утверждают, что способность концентрировать внимание зависит не только от возраста, но и от типа нервной системы ребёнка. Особые трудности возникают у детей с повышенной возбудимостью, у которых наблюдается быстрая смена возбуждения и торможения. На формирование концентрировать внимание у ребёнка в первую очередь влияет семья. Беспокойная, шумная атмосфера, беспорядок в доме, нервозность взрослых, неупорядоченный образ жизни, отсутствие заботы о том, чтобы начатое ребёнком дело доводилось до конца, — всё это серьёзно мешает развитию внимания. С ранних лет родители должны уделять время на развитие личностных качеств ребёнка, в том числе и выработке концентрации внимания, умения логически мыслить, умения сравнивать, различать «похожести» и «разности». Красочные картинки, в которых необходимо найти отличия увлекают ребёнка. Не зная усталости, он может работать продолжительное время.
Хорошая концентрация внимания зависит от систематической тренировки. С первых шагов ребёнка в музыкальной школе необходимо учить его наблюдательности и умению распределять внимание на ряде объектов. Игра «Фотограф» может очень успешно решить эту задачу. Для этого преподаватель разрабатывает дидактические карточки, состоящие из музыкальных мотивов. С каждой новой карточкой прибавляется число объектов, которые ребёнок должен увидеть и сделать умозаключения, в чём же состоит отличие от предшествующего материала. Внимание ребёнка следует направлять чёткими командами: «Посмотри на карточку и сфотографируй всё, что там записано». Время, отведённое на выполнение этого задания должно быть минимальным. Ученику на короткое время показывают фрагмент мелодии (мотив) и затем предлагают сыграть его без нот. Преподаватель активизирует внимание ребёнка чётко сформулированным заданием: «Я досчитаю до трёх и переверну карточку и ты, Оля, должна запомнить всё, что на ней записано». И далее: «Теперь посмотри на другую карточку и найди в ней схожести и различия» и т. д. По мере изучения теоретического материала, задания обрастают дополнительными обозначениями. Так с каждым шагом ребёнок приучается охватывать своим вниманием наибольшие блоки информации, удерживая их в памяти. Например: ключи на нотных станах, знаки альтерации, ключевые и встречные, штриховые и динамические обозначения, аппликатурные модели и другие подробности нотного текста. У ребёнка вырабатывается привычка концентрации внимания, развиваются функции памяти, формируется направленность игровых движений рук и привычка воспроизведения звучания на инструменте «слепым способом». Увеличивать количество звуков в мелодических последовательностях нужно постепенно. Одновременно необходимо обращать внимание ребёнка на графические контуры различных фактурных формул (гаммаобразная, арпеджированная и т. д.)
Такая игровая форма работы даёт удивительно эффективные результаты и очень нравятся детям, они с удовольствием выполняют все задания, особенно если они имеют состязательный характер.
При планировании урока необходимо выделять время на проведение такой работы систематически. Когда ребёнок освоит этот вид деятельности необходимо переходить на другую ступень — «читка с листа». При чтении с листа нужно заботиться о том, чтобы учащийся видел ноты впереди элемента, исполняемого в настоящий момент. Развитию этого качества способствует всё та же тренировка способом «фотографирования», способствующая стимулированию ускоренного восприятия нотного текста.
Никому не секрет, что первые уроки с первоклассниками проводятся в парной форме. И именно на них дети, играя друг с другом, быстрее осваивают учебный материал, активизируя свои возможности и способности. В игровой форме они прочнее запоминают теоретический материал: ноты первой, второй, малой, большой октав. Игра состоит из 2-х нотных станов в виде карточек из призовых фишек и ноток-фишек, которые можно раскрасить в любой цвет с аппликацией на них различных цветочков, бабочек. Кто правильно и быстро ответит, получает призовую фишку-квадратик. Дети тщательнее готовятся дома, внимательно запоминают правила и стремятся на уроке получить поощрение преподавателя.
Развитию и концентрации внимания учащихся помогает использование карточного лото при изучении нот разных октав. Подсказывающие названия нот картинки, помогают более быстрому их восприятию и запоминанию.
Ребёнок, глядя на карточку, должен узнать «имя» ноты и положить карточку на стан.
Концентрации внимания, как правило, способствует игра учащегося в ансамбле с педагогом, по достижении определённого пианистического уровня и с товарищем. Необходимость считаться с партнёром тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность.
Развитое внимание ребёнка облегчает задачу грамотного и быстрого освоения нотного текста музыкального произведения и освобождает большую часть времени на самую ключевую задачу — формирование художественного, содержательного исполнения.
Используемая литература:
- Выготсксий Л. С. Психология искусства. — М., 1968.
- Петрушин В. И. Музыкальная психология. — М., 1994.
- Цатурян К. А. Чтение с листа как метод работы с учащимися-пианистами // Вопросы инструментальной подготовки.- М., 1971.
- Рябов И. М., Рябов С. И. «Чтение нот с листа в классе фортепиано». Киев «Музычна Украина», 1988.
- 6505 просмотров