Урок по истории Казахстана в 8 классе «Ханство Абылая (1771—1781 гг.)»
Цветкова Светлана Васильевна учитель истории высшей категории г. Петропавловск Северо-Казахстанской области |
Цель урока: изучение особенностей ханства Абылая.
Задачи:
- раскрыть особенности правления хана Абылая; доказать, хан Абылай был талантливым полководцем, мудрым государственным деятелем.
- формировать образовательную и коммуникативную компетенции.
- воспитывать чувство гордости за свою родину на примере исторической личности.
Оборудование: интерактивная доска, карта Казахстана.
У казахов нет более чтимого предка,
более великого человека, чем
Опрос: «Разминка»
На доске даты. Учитель называет дату, ученики — событие. Возможно уточнение, если учитель ставит цель проверки глубины знаний. (3–5 минут) (слайд 1)
1710 г. 1723-1727 гг. 1752 г. 1635 г. |
1718 г. 1729 гг. 1725 г. 1726 г. |
План изучения темы
1. Детство и юность Абылая.
2. Абылай — талантливый полководец
3. Хан Абылай — дальновидный политический деятель
4. Абылай — мудрый государственный деятель
5. Абылай в нашем крае.
Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с выдающимся историческим деятелем Казахстана 18 века — ханом Абылаем. (слайд 2)
Эпиграф к теме — слова писателя М.Ауэзова. (Слайд3). (В конце урока можно ещё раз вернуться к этим словам или сразу сделать их проблемой).
Представим, что мы оказались в юрте Абылая и присутствуем при беседе хана с его советником
Сценка (сюжет взят из произведения И. Есенберлина «Кочевники»)
Диалог хана Абылая и
Абылый: — Во здравии ли вы, горный орел аргынов? Гладкой ли была ваша дорога сюда?…
Абылай: — Ну, и что они говорят?
Абылай: — Да тебе что за дело до них?!
Абылай: — А что говорят обо всем этом в степных аулах?
сомневаются. Но у бедных людей появился хлеб. Я видел пашущих землю казахов…
Абылай: — Все это так, жырау. Но не испортятся ли наши люди, общаясь с русскими мужиками.? Непокорность в этом народе…
Абылай: — Оставим этот разговор. Аргамак и шуба давно поджидают хозяина. И достанутся тому, кто разгадает мой сон. Накануне праздника я увидел его и не могу с тех пор успокоиться!
Абылай: — Снилось мне, мой жырау, что лежу я на одре смерти. Знамя трех казахских жузов над моей головой пытаются утащить три группы людей. По бокам моего саркофага сидят лев и дракон, а у ног — все мои многочисленные наследники. Те, что от сына моего Вали, читают по мне молитву. Те, что от сына моего Касыма, — стоят с кинжалами в руках. А я — между львом и драконом — думаю о том, как мне встать из мертвых…
Абылай: — Ну, а про сыновей что означает мой сон?
На экране портрет хана Абылая и проблемный вопрос: Почему казахский народ уже при жизни причислил Абылая к лику святых, дав ему прозвище «аруах»?
I. Учитель: Познакомимся с удивительной биографией хана Абылая. Сообщение ученика или самого учителя. (3–5 минут)
II. Учитель: Чтобы доказать значимость правления Абылая для Казахского ханства, необходимо продолжить знакомство с его жизнью и деятельностью.
Задание: С помощью учебника и дополнительного материала найдите факты, что хан Абылай — талантливый полководец, дальновидный политический деятель, мудрый государственный деятель.
Для выполнения задания класс делится на 3 группы. Каждая группа на листе ватмана (или в тетради, или на доске) записывает факты, затем презентует свою работу. (20–25 минут)
Первая группа — Хан Абылай — дальновидный политический деятель
Вторая группа — талантливый полководец.
Третья группа — мудрый государственный деятель.
На экране — таблица. (Слайд 5)
Хан Абылай
Политический деятель |
Государственный деятель |
Полководец |
с. 36-39+ доп. материал |
с. 39-41 |
с. 37+ доп. материал |
(учебник Ж.Касымбаев.)
Ученики по ходу выполнения задания заполняют соответствующую их теме графу. Во время презентации
Затем на экране появляется заполненная таблица, и ученики сверяют записи в тетради с экраном. (Слайд 6)
Учитель задает дополнительные вопросы группам.
1 группе — почему хан Абылай принимает двойное подданство — России и Китая?
2 группе — почему казахам удается наносить поражение джунгарам и китайцам?
3 группе — почему хан Абылай придавал большое значение земледелию?
Учитель: Таким образом, мы доказали, что хан Абылай был выдающимся деятелем Казахстана в 18 веке.
III. Учитель: Имя Абылая связано и с нашим городом. О влиянии хана на развитие торговли в Петропавловске и о резиденции Абылая послушаем сообщения. (два отдельных выступления учащихся), если позволит время.
На экране ярмарка Петропавловска, дом Абылая до революции и сегодня. (Слайд 7, 8, 9, 10)
IV. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и деятельностью хана Абылая. Подведем итоги. Выставим оценки.
V. Домашнее задание: параграф + эссе, либо дополнительный материал по темам влиянии хана на развитие торговли в Петропавловске и о резиденции Абылая
VI. Рефлексия
Если остается время, возможно закрепление изученного материала с помощью теста.
Тест (Слайд 11)
1. Активное участие в борьбе казахского народа против джунгар Абылай (Абилмансур) начал в возрасте ________
2. В XVIII в. Казахское ханство находилось в тисках между двух крупных держав ___________________________
3. Ойратские вторжения побудили Абылая принять подданство и присягнуть на верность ____________________
4. Благодаря заступничеству царских властей в
5. В
6. Организатором отпора китайским войскам, вторгшимся на территорию Казахстана в
7. Находясь в тисках между Российской и Цинской империями, главная цель Аблая состояла в ______________
8. В целях сохранения целостности Казахстана, в условиях возросшей угрозы со стороны Цинской империи Аблай в
9. В 1771 г. после смерти хана Среднего жуза Абулмамбета единственным претендентом на ханский престол был признан ____________
10. В 1771 г. Аблай был объявлен ханом представителями ___________________________________
11. Большое влияние на Аблая оказывал его советник, знаменитый акын ________________________
12. Решая экономические проблемы края, Абылай хан поощрял развитие ________________________
13. Являясь олицетворением единства и целостности казахской земли, при жизни к лику святых
был причислен ___________________
14. Абылай умер осенью 1781 г. и был похоронен в _______________________________________
Приложение. Материалы к уроку
Отцом Абульмансура был
Прослышав о том, что хан Абульмамбет собирает казахов на битву с калмаками, (Сабалак) пришел к Толебию и поросил у него разрешения пойти на войну. Чем воевать, не лучше ли за лошадьми смотреть, сказал ему Толебий, на что тот сказал: «Лучше умереть, чем не быть под развевающимся знаменем, когда земля прогибается под тяжестью воинов». После слов таких Толебию ничего не оставалось, как отпустить его.
Придя на поле брани, (Сабалак) видит: казахи и калмаки стоят на холмах друг против друга. А посередине перед войсками один лишь сын (джунгарского) хунтайжи (воеводы), зять самого Галдан Церена, батыр Чарыш казахских батыров на поединок вызывает. Абульмансур тогда приблизился к хану Абульмамбету, спросил его разрешения выйти на поединок. Получив благославение хана, он разогнал коня и, издав клич: «Аблай! Аблай!», налетем и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком «враг сражен!» увлек за собой казахских воинов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. Устав от погони, Абульмамбет приказал разбить шатер и, подозвав и усадив Абульмансура подле себя, спросил того: кто ты будешь, батыр, и почему клич твой был «Аблай»? Тогда тот признался, что он внук Аблая Кровопийцы, потому и выбрал кличем его победоносное имя. Растроганный хан обнял батыра, расцеловал и так сказал народу: «Я, слышал, что от Уалибека остался единственный наследник — и вот он перед вами. Если вы согласны, он по праву станет ханом всех казахов». Народ выразил согласие, и девяносто знатных людей из все трех жузов отвели его к почитаемому всеми святому старцу шакшаку Жанбеку (Джанибек) из рода аргын. По его благославению Абульмансур был избран старшим ханом казахов. В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай».
Вот здесь мы в живую можем видеть как вымысел начинает мешаться с историей, ведь как говорилось выше во время Анракайской битвы (а здесь по всей видимости речь идёт именно о ней) Аблаю было 19 лет, а ханом всех казахов могли признать безопытного, безавторитетного мальчишку??? Но, тем не менее, Аблай участвовал в этой битве, где и заслужил звание батыра, ханом Аблай стал упоминаться позже, когда стал владельцем рода Атыгай.
Итак, Аблай стал ханом рода Атыгай. Молодой и честолюбивый, он очень быстро набирает авторитет среди степной аристократии. Почему роды сами шли к нему? Почему молодой
Ойратские набеги становятся всё чаще и кровопролитнее, Аблай во время одной битвы попадает в плен, когда отправляется на разведку, и попадает прямо в окружение. В плену Аблай и там не сидит сложа руки, он учится ойратскому языку, познаёт устройство страны, знакомится с
Аблай находился в плену до весны 1743,его освободили лишь тогда, когда приехал султан Абульфеиз — аманат от Абульмамбета. Как не странно, очень большую роль в его освобождении сыграла администрация России, в ставку
- 26484 просмотра