Урок по истории Казахстана в 8 классе «Традиционный суд биев»
Цветкова Светлана Васильевна учитель истории высшей категории частной средней школы в честь прп. С.Радонежского г. Петропавловск Северо-Казахстанской области |
Цель урока: формирование представления об уникальности традиционного суда биев.
Задачи:
- раскрыть особенности суда биев; показать значимость биев с нравственных позиций;
- формировать функциональную грамотность
- воспитывать чувство ответственности, справедливости на примере казахских биев
Опрос: историческая мозаика
Шежире |
жар-жар |
Жырау |
«Путешествие по разным провинциям Российской империи» |
Шал-акын |
Акын |
1765 г. |
Бухар Калкаманулы |
кобыз |
Колумб Оренбургского края |
Кюй |
1789 г. |
План изучения темы
1. Бии
2. Принципы судопроизводства
3. Виды наказания
4. Суд биев и современный суд
Учитель: Обратимся к высказыванию о суде биев, которое дал русский исследователь Х1Х в. Григорьев «...у них (казахов. — Авт.) возникли такое превосходное судопроизводство и такие порядки следственного и судебного процесса, каким могут позавидовать многие издавна цивилизовавшиеся народы».
Русский ученый Словоходов Л. А., юрист считает: «Любимая народом и, следовательно, действительная судебная власть».
В ходе урока не только познакомимся с судом биев, но и попытаемся доказать его уникальность; показать, что бий являлся самым справедливым человеком в Степи.
Кто же такой бий, как можно было стать бием, где он получал образование?
Из курса истории средневекового Казахстана вам известно, что бий — это судья.
Какими качествами должен обладать судья?
(Ученики отвечают)
Выясним это на примере великих казахских биев — Толе би, Айтике би и Казыбек би.
Просмотр видеофильма.
Это был истинный цвет народа, концентрирующий в себе всю кладезь народной мудрости и духовности.
Учитель: Качества
— знаток в области обычного права
— искусный оратор
— честный и беспристрастный
— справедливый
С барышником торг не веди,
К двурушнику не подходи,
В дружбе с доносчиком вместе
Споткнешься на ровном месте
«Любить и миловать очень хорошо, но быть справедливым гораздо лучше»,
«Ложное слово уничтожает истину»,
«Человек без приличия, что лошадь без узды».
Где же учили таким качествам?
Родители, заметив у сына природные данные будущего бия, отдавали его в свиту известных биев, где он и учился.
Главное занятие биев — суд.
Рассмотрим, как был устроен Степной суд.
Рассказ учителя или ученики самостоятельно читают текст.
Итак, каковым был суд биев?
• Состязательным
• Публичным
• Словесным
• Краткосрочным
• Справедливым
«Киргизской степной газете» (1890 г, № 2) выдающийся исследователь казах¬ского народа А. Е. Алекторов писал: «Ордынец привык у себя, дома, разбираться по всем ссорам, обидам, дракам и другим дрязгам, неизбежным в домашнем его быту, судом биев и стариков. Каждый бий и старик при разби¬рательстве дела считает священным долгом оказать тяжущимся полную беспристрастную справедливость; он терпеливо выслушивает все малейшие подробности — как приносимой жалобы, так и оправдания и потом уже объявляет свое решение, принимаемое всегда беспрекословно и свято выполняемое. На суде биев всякое дело разбирается тихо, чинно, без всякой экзальтации — возвысить голос считается здесь верхом неприличия. Вот почему киргизу кажется диким порядок судопроизводства и следствий наших низших полицейских инстан¬ций, и он его боится как огня».
«В отношении справедливости суда киргизы очень требовательны, — писала „Киргизская степная газета“, — для того, чтобы выиграть в их глазах и стоять, так сказать, на почве незыблемой славы, прежде всего, надо знать основательно предания и обычаи, освященные веками, необходимо, кроме того, иметь огромную память для изустного решения дел, требующих иногда изложения до мельчайших подробностей всего хода при большом стечении народа; затем справедливость — присутствие ее всего важнее».
Как проходило судебное разбирательство? Как проходит суд в настоящее время? Сравним.
• Бий — судья, прокурор, адвокат
• Дача присяги обязательна
• Свидетели, кроме женщин, несовершеннолетних, слуг и рабов.
• Последнее желание
Каковы наказания?
Два ученика выступают в качестве энциклопедистов и объясняют термины (см. Приложение)
Высылка —
Айып —
Кун —
Дуре —
Казнь —
Барымта —
Ученикам выдаются карточки-словари.
Закрепление о наказаниях.
Преступление |
Наказание |
Сын оскорбил отца |
|
Проявление грубости |
|
Жена убила своего мужа |
|
Кража кольчуги или копья |
|
Девушка вышла замуж за дядю |
|
Зачинщик драки |
|
Сосед украл верблюда |
|
Кайрат скрывал у себя преступника |
|
Повреждение глаза |
|
Богохульство |
Т. О., вы познакомились с судом биев. Вашему вниманию предоставляется сценка «У бия». Определите, какие ошибки допустили актёры?
«Уважаемый би! Я — султан Есет, из рода —аргынов, обращаюсь к Вам с просьбой-прошением о том, чтобы Вы занялись делом об убийстве моего брата султана Бокея. Мой брат был убит во время барымты, совершенного султаном Кобеем, из рода найманов. Я знаю Вас как честного, принципиального и справедливого бия, поэтому доверяю вам разбирательство данного дела и надеюсь, что Вы, разобравшись в нем, примите справедливое решение.
Далее выходит обвиняемый ( ответчик) и дает присягу.
«Если я лгу, да накажет меня бог, да лишит меня на том свете всякого воздаяния за мою веру в него и за все мои добродетели, а на этом — да не увижу добра от моего имущества и детей».
Да, уважаемый бий. Я — султан Кобей, из рода найманов. Совершил тяжкое преступление, но оно произошло по неосторожности. Выслушайте меня внимательно. Султан Бокей был моим должником, он должен был вернуть мне 50 лошадей, но он забыл о своем долге, поэтому я по решению аксакалов совершил барымту (угон скота), и намеревался вернуть таким образом долг, сообщив об этом сразу. Однако, вовремя барымты, неожиданно появился султан Бокей и помешал моим планам, на мои требования, уйти с дороги и не мешать мне, он не подчинился; более того, он стал угрожать мне и моему роду местью, на что мне пришлось применить силу, и я ударил его плетью, но, к сожалению, мой удар оказался смертельным. И мне очень жаль, так как я не собирался никого убивать, так вышло.
Слова бия. «Нам необходимо заслушать показания свидетелей». Пригласите нарочных —жасаулов. (входят жасаулы).
— Вы доставили свидетелей?
— «Да, уважаемый судья, мы доставили их».
Выходят свидетели и дают присягу.
«Уважаемый, Би!». Мы хотим сказать, что вовремя барымты, султан Бокей, действительно появился неожиданно, а также хотим заявить, что султан Кобей, на самом деле не собирался никого убивать, это произошло случайно. Погибший угрожал, что отомстит всему его роду, на что султан Кобей просто ударил его плетью, удар был несильный, но Бокей не удержался и упал под лошадь, которая неожиданно вздыбилась и поскакала, что есть силы. Таким образом, в результате удара плетью и неожиданных действий лошади, султан получил травмы, от которых скончался на месте, к нашему сожалению. Мы подтверждаем, что убийство вышло непреднамеренным.
Би. «Обвиняемый, вам предоставляется последнее слово».
Обвиняемый. «Уважаемый, судья!». Я искренне раскаиваюсь в том, что произошло, но я действительно не собирался никого убивать, поверьте, это вышло по неосторожности. Надеюсь на вашу справедливость«.
Выступление бия. Суд внимательно выслушал все стороны: истца и ответчика, и, заслушав мнение свидетелей, пришел к выводу, что погибший был действительно виновен, что не вернул своевременно долг. Но потерпевший, несмотря на это, появился неожиданно во время барымты и потребовал остановить угон, начав угрожать, что будет мстить султану Кобею и всему его роду, в ответ, на что началась потасовка, во время которой потерпевший получил смертельно ранение.
Решение судьи — смертный приговор. Однако, учитывая все обстоятельства данного дела, во- первых, что убийство было неумышленным, а совершено по неосторожности, во-вторых, что совершено впервые, в третьих, что обвиняемый раскаивается в содеянном, суд заменил смертную казнь- выплатой куна — 7000 голов овец, или 7090 лошадей, или 350 верблюдов.
Какова главная цель бия во время суда? (ученики пытаются ответить)
Найти компромисс, вынести справедливое решение, которое бы удовлетворяло бы обе стороны.
Вернемся к проблеме урока. В чём уникальность (неповторимость) суда биев? Почему в современном Казахстане всё чаще вспоминают о суде биев и предлагают некоторые его моменты включить в современное судопроизводство.
(Ученики отвечают)
Обходились без тюрем
Почему же суд биев прекратил своё существование и почему это произошло?
(Ученики отвечают)
Как только бии стали получать жалование (заработную плату), народ от них отвернулся.
Какие бы рекомендации вы дали современным судьям?
Закрепление.
Итоги урока. Выставление отметок. Домашнее задание. п.14, найти пословицы о биях и суде биев.
Рефлексия.
Словарик
Высылка — изгнание из аула
Айып — штраф за совершённое преступление
За незначительное — ат-шекпен — коня-шубу
За тяжкое — «девятка», т. е. 9 голов скота
Кун — штраф за убийство или увечье человека
Дуре салу — наказания за некоторые проступки
Казнь — наказание за особо тяжкие преступления
— богоотступничество
— кровосмешение
Смертная казнь применялась крайне редко. К ней приговаривались виновные в убийстве и изнасиловании замужней женщины или просватанной девушки, а также нераскаявшиеся в совершении преступления против ислама. При согласии потерпевшей стороны смертная казнь могла быть заменена куном (выкупом).
Телесные и позорящие наказания применялись за преступления против религии, личности, непочтение к родителям со стороны детей.
Кун являлся одним из основных видов наказания, применявшихся в случае убийства и нанесения тяжких телесных повреждений. Он представлял собой выкуп, величина которого зависела от социального положения потерпевшего и тяжести преступления. Размер одного куна равнялся 1 тысяче баранов, 200 лошадям или 100 верблюдам. Выплата одного куна полагалась за убийство рядового общинника. За убийство рядового султана, бия, батыра полагалась выплата полуторного или двойного куна. В случае убийства влиятельного султана — правителя назначался семикратный кун. Убийство женщины оценивалось выплатой половины куна. Тяжкие телесные повреждения, повлекшие полную нетрудоспособность, наказывались полным куном, повреждения глаз и языка — половиной, правой руки или ноги — четвертью, а левой руки или ноги — одной восьмой куна.
Половина куна могла взыскиваться шестью хорошими вещами — алты-жаксы — рабами, оружием, охотничьим беркутом, отборным скотом. Кун выплачивался не самим виновным, всей его общиной.
Айып (штраф) назначался главным образом за имущественные преступления, а также за преступления против личности (кроме убийства и тяжелого телесного повреждения), против порядка управления и за некоторые другие категории.
Размеры айыпа в разные времена и в различных частях Казахстана были неодинаковы и фактически зависели от суда биев.
По нормам казахского обычного права чаще всего применялись айыпы-тогузы, что означало девять голов скота или некоторое количество вещей. В тогуз непременно должны были входить верблюд, лошадь или бык. В зависимости от характера совершенного правонарушения и социального статуса потерпевшего и виновного различались следующие виды штрафов:
• бас тогыз (большой тогуз) включал в себя верблюда и еще восемь голов скота других видов или ценные вещи;
• орта тогыз (средний тогыз) — начинался с лошади;
• аяк тогыз (малый тогыз) — начинался с быка;
• токал тогыз (сокращенный тогыз) состоял из восеми голов мелкого рогатого скота;
• айып — ат-шапан — лошадь + халат или шуба.
Айыпы платили виновный или его близкие родственники при условии, если непосредственный виновник не обнаруживался, не являлся в суд или был не в состоянии выплатить назначенный айып. При несостоятельности близких родственников ответственность за уплату положенного айыпа возлагалась на целый аул, к которому принадлежал виновный.
Изгнание из общины
Эта мера наказания применялась за принятие чужой веры, укрывательство преступников или рецидивах противоправного поведения. Оно сопровождалось конфискацией у виновного всего имущества. Он объявлялся вне закона и если кто-либо убивал изгнанника, то к ответственности за это не привлекался.
- 17702 просмотра