Урок по литературе в 7 классе «Гуси-лебеди роняют перышки, чтобы сказка на земле жила…»
Соболева Ирина Евгеньевна учитель русского языка и литературы Саумалкольской средней школы № 1 села Саумалколь Айыртауского района СКО |
Цель урока: учить понимать образы дикой природы, в частности образа лебедя как «белоснежного дива природы» в литературе.
Задачи урока: обучение детей умению видеть эстетическую сторону художественного текста, развитие творческого и ассоциативного мышления, воображения, письменной и устной речи; привитие интереса к предмету, к различным видам искусства, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: репродукции картин Врубеля
Тип урока: нестандартный (с использованием мультимедии)
Вид урока:
Ход урока:
Организационный момент
I. Слово учителя
Сегодня на уроке мы продолжаем работу над образами живой природы в литературе.
У каждого времени года свои сказки: у весны — сказки пробуждения природы, смелых цветов и почек на деревьях, звонких ручьев и первой любви, у лета — сказки глубоких озер и быстрых рек, тенистых дубрав и ягодных полян, коротких гроз и ярких радуг; у осени — сказки разноцветных осенних листьев и караванов улетающих птиц, серебряных паутинок и опустевших полей; у зимы — ледяных зеркал и хороводов снежинок, глубоких сугробов и кружевного инея, сверкающих сосулек и нахохлившихся воробьев. А еще в каждом уголке земли есть и свои, неповторимые сказки. Одна из них живет и на нашей земле, рядом с нами. Эта сказка — лебеди, которые прилетают к нам каждый год, гнездятся на небольших озерах и болотах, а осенью перед отлетом прилетают на наше озеро. (Слайд № 1) И пока они гостят на озере, к ним приходят люди, чтобы полюбоваться их красотой.
— Кто наблюдал эту прекрасную картину? Расскажите о своих впечатлениях, чувствах, ощущениях, когда вы любовались этими красивыми птицами. (Высказывания учащихся)
Вы замечательно рассказали о красоте этих дивных птиц, о том, что увиденное показалось вам
(Объявляется тема урока, цель. Слайд № 2)
II. Работа в группах
Задание группам: Напишите слова — ассоциации, которые возникают у вас при слове «лебедь». Подберите к данным словам такие, которые охарактеризовали бы его, чтобы получились словосочетания.
(Обмен мнениями в группе, в результате записи дополняются. Лучшие варианты выбираются и читаются вслух)
— На столах разложены иллюстрации с изображением лебедей. Выберите любую из них. Обоснуйте свой выбор.
Учитель: Лебеди с древних времен привлекают внимание человека, их изображают на полотнах, складывают о них легенды, песни, сказки, стихи, сочиняют музыку. Попробуйте вспомнить некоторые из них. (Ответы) Лебедь всегда считался птицей сказочной, мифической. С лебедем связаны греческие боги и богини — Аполлон Артемида, Зевс и Афродита. Это солнечная птица, птица жизни и судьбы. Не удивительно, что у народов всего мира широко распространены сказки о девушках — лебедях, которые могут сбрасывать свое оперение. Вспомните хотя бы прекрасную
— Что роднит ее с лебедями? (Грация, красота, белоснежные одежды)
III. Работа со стихотворением К.Бальмонта «Белый лебедь»
Многих поэтов вдохновляла красота этих птиц. Послушайте стихотворение К. Бальмонта «Белый лебедь» (читает заранее подготовленный ученик, на экране слайды с изображением лебедей). Но прежде чем вы услышите стихотворение, внимательно вдумайтесь в слова эпиграфа. Это слова
«Прочесть как следует произведение — вовсе не безделица, для этого нужно долго его изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душой и сердцем почувствовать всякое слово его…
Задание: Это стихотворение можно назвать гимном лебедю. Не в стихах, а в прозе одним предложением продолжите этот гимн, авторскую мысль. (Заслушиваются ответы)
— Посмотрите на фотографию, которую автор назвала «Принц». (Слайд № 5) Созвучна ли она стихотворению? Чем? (Созвучны: лебедь на ней также прекрасен и также слит с миром воды, воздуха и солнечных звезд.
IV. Словарная работа
Учитель: Внимание и любовь к этим красивым птицам отразились не только в поэзии, но и в нашей повседневной речи, где немало выражений, связанных с лебедем. Может быть,
— Давайте посмотрим, с чем связано появление этих выражений. Вглядитесь в «портрет» лебедя и подумайте, почему возникло выражение «лебединая чистота». (Лебедь такой белый, в его оперении нет никаких др. цветов. И это белое оперение, мягкий нежный пух сделали его символом благородства и чистоты. С таким же восхищением, что и в предыдущем стихотворении, описывает лебедя Н. Заболоцкий в стихотворении «Лебедь в зоопарке».
V. Работа со стихотворением Н. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»
Читает ученик
— Как создаётся образ в произведении? (эпитеты, метафоры, сравнения, цветопись, звукопись)
Эпитеты: высокая лебедь, головка её шелковиста, красавица, дева дикарка
Метафора: рисует глаза «И дивные два аметиста…»
(Аметист — горный хрусталь фиолетового цвета)
«Мантия цвета белей»
Сравнение: «И вся она, как изваянье»
Цветопись: белый, лиловый, сумерки, аметист, светлое сиянье, перламутр.
Звукопись: ле-ли-ло-
— Ещё одно выражение «Лебединая верность» связано с наблюдениями человека за жизнью лебедей. Лебедь обычно выбирает себе пару на много лет, он охраняет свою подругу, вместе с ней высиживает птенцов, а лишившись её, не заводит другую.
Об этом сложил стихи А.Дементьев, а композитор Е.Мартынов положил их на музыку.
VI. Прослушивание песни «Лебединая верность»
Послушайте песню «Лебединая верность» в его исполнении. (Включается фонограмма)
— Какое настроение создает эта песня? Почему мы так близко к сердцу принимаем трагедию птиц? (Песня вызывает грустное настроение, мы переживаем трагедию птиц, которые показывают нам пример верности, любви. Их боль не меньше боли человеческой, и потому мы принимаем её близко к сердцу)
VII. Творческая работа — написание даймонда
Цель работы — акцентрировать внимание на нравственной основе песни. В основе 2 контрастных понятия, которые вы почувствовали из песни.
Даймонд — это особая форма творческой работы. Он состоит из 7 строк.
Два существительных (первая и последняя строка) выражают 2 противоположных понятия. Вторая строка- два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки одного существительного. Следующая строка — 3 глагола или деепричастия, 2 из них характеризуют первое существительное,
Каждая группа представляет свой даймонд.
VIII. Работа с легендой Л. да Винчи «Лебедь»
(С использованием методики интерактивного обучения, метод «Чтение с остановкой»)
— И наконец, выражение «Лебединая песня». Ещё в древности существовала легенда о том, что умирающий лебедь в минуту смерти взмывает вверх, к солнцу и небу, издаёт последний крик, и, мёртвый низвергается вниз. И этот последний крик, последняя песня лебедя является самой лучшей из всех, что он пел до этого. Наверно, поэтому лебединой песней стали называть самое лучшее, значительное, последнее творение человека, которое он создает незадолго до смерти. В действительности северные лебеди могут издавать сильные высокие или низкие трубные звуки.
Если несколько лебедей трубят вместе, то возникает ощущение пения.
Об умирающем лебеде замечательную миниатюру сложил великий итальянский художник эпохи Возрождение Леонардо да Винчи.
1. Чтение учителем первой части легенды.
— Это первая часть миниатюры, продолжите ее. Напишите ваши варианты дальнейших событий (5 — 7 минут на работу)(Во время работы звучит музыка
— Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось?
2. А сейчас я прочитаю продолжение легенды (до финала)
— Подберите наиболее точные слова, которые могли бы стать заголовком этой части. Напишите на карточках фломастером крупно. (Каждый пишет наиболее значимое для себя слово) (Карточки крепятся на доску)
— Прочитайте заголовки, выбранные вашими товарищами. Вам нужно выбрать наиболее точное название этой части. Какой заголовок, по вашему мнению, больше всего подходит к этой части легенды. (запишите на другой стороне своего листа)
— Вы озаглавили
— Третью, заключительную часть допишите самостоятельно, используя слова из левого столбика, которые характеризуют лебедя и ваше отношение к нему.
— Прочитайте то, что вы написали. Как бы вы закончили легенду?
— А теперь выразите цветом чувства, испытанные вами в конце своего рассказа? (Эти листочки прикрепляются на другой стороне доски)
— А сейчас я прочитаю вам авторское заключение легенды.
Передайте при помощи цвета чувства, которые вы испытали, прослушав авторскую концовку. Объясните, почему вы выбрали именно этот цвет.
— Светлая печаль или тягостное чувство остается от описания предсмертной песни лебедя? Обоснуйте ответ. (хотя нам и грустно, потому что лебедь расстается с жизнью, но печаль наша светла, потому что жизнь прожита достойно, и он спокойно расстается с ней.
— О чем же поет лебедь? Какие картины прожитой жизни встают перед ним? Это вам помогут представить репродукция картины А. Рылова «В голубом просторе» и фотографии.
Сообщение о художнике: Аркадий Александрович Рылов (1870–1939) — живописец — пейзажист. Его картина «В голубом просторе» (1918) вызывает радостное чувство. Здесь изображены летящие на родину лебеди, яркое солнечное утро, волнующееся море, земля с остатками снега и парусное судно, устремленное навстречу солнечным лучам. Вся картина выполнена в светлых тонах, небо здесь высокое, действительно голубое. Нам открывается бескрайний простор, в котором хорошо вольным, сильным, красивым птицам.
— Почему песню лебедя зачарованно слушают «рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов, лугов?» (Песня лебедя очень хороша)
IX. Итог урока
В качестве итога урока сформулируйте в одном предложении основную мысль, которую заложили авторы в наши сегодняшние произведения.
1. Нужно уметь видеть, чувствовать, понимать красоту, которая нас окружает и беречь ее.
2. Каждый человек, родившись, начинает познавать мир. И в этом мире больше хорошего, чем плохого, доброго, чем злого. И это хорошее, доброе он должен дарить окружающим.
3. Как хочется, чтобы не было жестокости, чтобы люди всегда оставались людьми.
4. Увы, жизнь не бесконечна, главное — какой след ты оставишь. Со стыдом или с гордостью ты будешь вспоминать свою жизнь.
X. Постановка задачи к домашнему заданию
Оттолкнувшись от легенды, от иллюстраций, посвященных жизни людей, напишите рассуждение — миниатюру «Почему так прекрасна песня умирающего лебедя?»
Воспользуйтесь схемой рассуждения:
Тезис: Песня прекрасна
Доказательства: Достойная жизнь, любовь к природе и жизни
Вывод: Песня очаровывает всех.
Начните так: «Мало кто слышал песню умирающего лебедя, но всем известно, что она прекрасна. Такой услышал лебединую песню и великий художник и мыслитель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи и рассказал о ней в легенде «Лебедь».
Почему же она так прекрасна?
Далее должны идти ваши рассуждения, завершаемые выводом.
К. Бальмонт
Белый лебедь
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Ты скользишь, рождая волны.
Под
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой Эфир бездонный
С яркой Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный
Отраженной красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак
Лебедь чистый, лебедь белый!
Н. Заболоцкий
Лебедь в зоопарке
Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка —
Высокая лебедь плывет.
Плывет белоснежное диво,
Животное, полное грез,
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берез.
Головка ее шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.
И светлое льется сиянье
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.
И звери сидят в отдаленье,
Приделаны к выступам нор,
И смотрят фигуры оленьи
На воду сквозь тонкий забор.
И вся мировая столица,
Весь город сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж,
И слышит, как в сказочном мире,
У самого края стены,
Крылатое диво на лире
Поет нам о счастье весны.
Леонардо да Винчи
Лебедь
Склонив гибкую шею над зеркалом воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело, словно в зимние холода.
Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью. Его перья были также прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу.
И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни.
Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под чьей сенью любил, бывало, пережидать летний зной.
Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур воды озера.
В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей таской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле…
— Лебедь поет, — прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. — Это песня умирающего лебедя.
Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца.
Использованные источники:
httpss://referatdb.ru/geografiya/44693/index.html
httpss://nsportal.ru/shkola/literatura/library/prezentaciya-po-literature-
- 7790 просмотров