Урок по русскому языку на тему: «Целевая работа с практическим материалом»
Искакова Маржан Багдатовна, учитель русского языка и литературы КГУ Айсаринская основная школа» села Айсары Акжарского района |
Сложносочинённое предложение в 9 классе
Лексическая тема: «Материнство — величайшее чувство».
Цель и задачи: обучать правильно интонировать, расставлять знаки препинания в ССП и простых осложнённых предложениях, совершенствовать умения и навыки по составлению и употреблению указанных синтаксических конструкций в высказываниях и связной композиционно определённой речи, поработать над правописанием трудных слов и грамматическим разбором; материалы урока использовать для беседы о материнстве как величайшем природном даре, воспитывать чувство заботы, любви к родным и близким, неприятие к жестокости и равнодушию.
Эпиграф: «Чувство материнства сильнее страха, сильнее смерти» В.Песков |
Тип урока:
Оборудование: художественные тексты, магнитофонная запись, иллюстрации.
Ход урока
І. Организационный момент
Вступительное слово учителя о типе, грамматической и лексической темах, задачах урока, о научно — публицистическом тексте «Материнство» по В. Пескову как основной единице обучения.
ІІ. Виды учебной работы в соответствии с формами деятельности в целях комлексного решения задач урока.
1. На экране проецируются фотоснимки, где медведица с медвежонком в зубах; горилла, кормящая малютку;
Далее — отрывок для чтения, синтаксического и пунктуационного анализа, составление схемы второго предложения.
Все мамы то ласкают, кормят, поучают малышей, то защищают, закаляют, готовят их к жизни. Матери защищают потомство
2. Работа с текстом «Материнство»
На доске записан словарь урока с переводом на казахский язык:
Чадо —
Потомство — ұрпақ
Подкидыш — тастанды бала
Вознаграждается — сіңірген еңбекті, ақтау
Уродство — жауыздық.
Рассмотрев словарь, учащиеся читают текст, правильно интонируя предложения, несущие большой смысловой и нравственный заряд.
Материнство
Материнство- величайшее чувство в живой природе. Посмотрите, как бережно несёт медведица своё чадо, как нежно кормит малютку горилла, ласкает
Рискуя собственной жизнью, матери защищают потомство. Многим приходилось видеть «подбитых» птиц. Волоча крыло, утка, кажется, вот — вот упадёт. Нет, благополучно взлетела. Это была лишь уловка матери отвести беду от гнезда.
Человек и многие из животных на заре жизни оберегаются материнством. Вырастая, животные не обязаны платить за это. Их дело — передать эстафету великого чувства дальше. У людей же материнство вознаграждается благодарностью — ответным сыновним — дочерним чувством. И если такое ответное чувство у
В. Песков
Беседа
О каких мамах говорится в тексте?
В чём различие между человеческим материнством и материнством у животных?
Этот момент завершается записью под диктовку учителя следующего отрывка из текста.
«У людей же материнство вознаграждается благодарностью — ответным сыновним — дочерним чувством. И если такое ответное чувство у кого- то заглохло, мы называем это уродством.»
Слово вознаграждается разобрать по составу.
3. Заслушивание с голоса учителя магнитофонной записи стихотворения в прозе «Мать» эквадорского писателя Франсиско Кампос.
В любой наречии земли есть это слово. Оно красиво, ласково, велико. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юный отрок и глубокий старец, эвенк под завывание метели и индеец у себя в вигваме. В богатом доме, хижине ли бедной звучит священно слово это.
Артист, достигший славы, о матери всё время помнит, поэт её в стихах и песнях воспевает, художник на холсте увековечит образ этот, а скульптор высечет из камня.
Мать — это символ всех и вся. Мать — это круг, который всё объемлет.
Мать любит сына, потому что сын её. Он будь знаменит или безвестен, дикарь иль образован, стар иль молод, король иль нищий, — для матери значения в этом нету! У матери есть титул более высокий, хотя звучит он просто — это сын мой. И больше мать не видит ничего. Она его носила в чреве, и жизнь дала ему, и жизнь свою ему посвящает. Она смеётся с ним, с ним побеждает, с ним борется- всё с ним и с ним.
Как материнская любовь прекрасна! Она на подвиг многих вдохновляла и будет вдохновлять всегда и бесконечно.
Беседа
Кто главный герой поэтического посвящения?
Почему материнская любовь прекрасна?
4. Выполнение творческой письменной работы с дополнительным заданием по синтаксису.
Написать сочинение — миниатюру, употребляя в них ССП и различные конструкции простого предложения. Озаглавить в соответствии с сюжетом; лексическую тему урока выбрать эпиграф.
ІІІ. Подведение итогов урока проводилось в форме собеседования по вопросам
1. Каково ваше мнение о сегодняшнем уроке?
2. Какую тему рассмотрели сегодня?
3. Назовите знаки препинания в ССП?
4. Какова главная мысль лексического материала?
ІV. Подача домашнего задания
Выписать из художественной литературы и материалов прессы предложения на каждый случай постановки знаков препинания в ССП.
- 8091 просмотр