9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок по самопознанию в 4 классе на тему «Природа — источник жизни»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Учитель: Кудряшова Елена Анатольевна, ГУ «Средняя школа № 7», г. Петропавловск

Раздел: Как прекрасен этот мир!

Цель: расширять представление о ценности природы как источника жизни.

Задачи:

  • углублять знания о том, что человек — это часть природы;
  • развивать умения ценить красоту природы, понимать ее, заботится о ней;
  • воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.

Методы: рассказ, беседа, работа с книгой, практическая работа.

Ресурсы: музыкальный материал, видеосюжеты времен года, репродукции картин.

Круг радости:

Руку дружбы протяните, (подать руку соседу справа и слева)

В глаза друг другу посмотрите, (повороты головой в стороны)

Пусть любовь в сердцах всегда звучит, (приложить руку к сердцу)

Природа всех объединит! (взявшись за руки, поднять вверх)

Беседа:

— Могут ли растения и животные общаться с человеком?

— Как люди понимают их язык?

— Может ли природа исцелить человека?

Цитата урока:

    Не то, что мните вы, природа,

    Не слепок, не бездушный лик,

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Ф. Тютчев.

— Cогласны ли вы с поэтом, что у природы есть душа? Почему?

Работа с книгой:

Чтение рассказа Юрия Дмитриева «Что такое лес?». Работа по вопросам к тексту.

Практическая работа: eчащиеся разбиваются на группы по временам года, составляют коллаж. По окончанию работы необходимо доказать преимущество времени года, при этом можно использовать стихи.

Минутка тишины:

Под музыкальное сопровождение учитель читает рассказ Э. Шим «Лесной звон».

— Сядьте удобно. Закройте глаза. Попробуйте представить услышанное.

— О чем вы подумали, слушая рассказ?

— Какую картину представили?

— Посмотрите, как разные художники передают красоту природу в разные времена года.

— Что объединяет все эти картины?

Творческая деятельность:

— Нарисуйте, увиденный вами уголок природы, передайте свое отношение к ней.

Домашнее задание:

Подготовить инсценировку «воображаемого диалога»

  • дерево и птица
  • море и рыба
  • ветер и облако

Отразить в диалоге тревогу за сохранность окружающей среды, ее обитателей.

Круг «От сердца к сердцу»

Чтение стихотворения учителем.

    Человек, хоть будь он трижды гением,

    Остается мыслящим растением.

    С ним в родстве деревья и трава,

    Не стыдитесь этого родства.

    Вам даны от вашего рождения

    Сила, стойкость, жизненность растений.

    С. Маршак

Заканчиваем урок фразой: «Я думаю, что природа наделила меня…»

Категория: