Урок производственного обучения: Координация рабочих движений при управлении трактором
Кургузкин Дмитрий Семенович мастер производственного обучения, первой квалификационной категории, КГУ «Агротехнический колледж с. Саумалколь Айыртауского района» |
Разработка урока производственного обучения с использованием тренажеров при вождении тракторов.
Цель: Научить учащихся координации рабочих движений при управлении трактором.
Оборудование: Тренажер колесного трактора; трактор МТЗ-80; секундомер; таблицы для тренировок; сигнальные флажки (красные и желтые); козлы для вывешивания заднего моста трактора; домкрат.
Практическая работа учащихся состоит из двух элементов:
1. Самостоятельная тренировка учащихся на тренажерах.
2. Тренировка на тракторе под наблюдением мастера п/об.
Мастер производственного обучения проводит непрерывный контроль за действиями учащихся, своевременно исправляет допущенные ошибки.
Вводный инструктаж: Перед началом занятий мастер проверяет знания и подготовленность учащихся к работе. Затем объясняет последовательность выполнения различных приемов управления, сообщает правила техники безопасности, дает указания по выполнению тренировочных заданий и самоконтроля.
Занятие состоит из следующих задач:
1. Трогание трактора с места (на тренажере).
2. Трогание и остановка трактора (на тренажере).
3. Переключение передач (на тренажере).
4. Отработка поворотов трактора (на тренажере).
5. Закрепление приемов управления (на тракторе с приподнятым задним мостом).
Тренировочные упражнения.
Задача 1. Трогание трактора с места:
Выключить главную муфту, включить вторую передачу, нажать слегка на педаль управления подачей топлива, плавно, но быстро опустить педаль сцепления и одновременно продолжать увеличивать подачу топлива.
Упражнение повторяют 2-3 раза. Необходимо сосредоточить на плавное отпускание сцепления и умеренной подачи топлива. Чрезмерно длительное выключение или включение главной муфты сцепления вызывает ее перегрев вследствие пробуксовки ее дисков.
Задача 2. Торможение и остановка трактора. Торможение трактора двигателем:
Уменьшить подачу топлива (учащийся наблюдает снижение скорости движения модели или уменьшение оборотов ведущих колес трактора). Повторить упражнения несколько раз, обратить внимание на плавное движение педали подачи топлива при ее опускании.
Торможение трактора тормозом:
Нажать на педаль сцепления до отказа, отпустить педаль подачи топлива, перенести ногу на педаль тормоза и постепенно ее нажимать, увеличивая силу торможения (тормозной момент).
Остановка модели (или ведущих колес вывешенного трактора); поставить рычаг коробки передач на нейтральное положение, отпустить педаль сцепления, отпустить педаль тормоза.
Торможение трактора комбинированным способом:
Отпустить педаль подачи топлива, перенести правую ногу на педаль тормоза, слегка нажимать педаль до полной остановки трактора, в момент остановки трактора быстро включить педаль сцепления (не допустить остановки двигателя); поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение, отпустить педали тормоза и сцепления.
Одновременное торможение двигателем и тормозом сокращает тормозной путь. Этим способом пользуются в случае экстренного торможения, при аварийной ситуации. (обратить внимание на координацию правой и левой ног в момент остановки трактора, предотвратить перегрузку двигателя и его самопроизвольную остановку).
Задача 3. Переключение передач
Переключение передач по восходящей линии: повторить все операции упражнения 1 (трогание трактора с места); включить третью передачу, для этого дать разгон трактору, плавно увеличивая подачу топлива до достижения максимальной скорости движения на включенной второй передаче; отпустить педаль подачи топлива, нажать на педаль сцепления до отказа, поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение; плавно, но быстро отпустить педаль сцепления и вновь ее выжать до отказа (при этом притормаживается ведущая шестерня 2 передачи с целью уравнивания окружных скоростей зубьев соединяемых шестерен); включить 3 передачу, плавно увеличить подачу топлива, одновременно отпуская педаль сцепления. Для включения 4 скорости пользуются теми же приемами.
Продолжать упражнение до включения наивысшей передачи для данной машины.
Переключение передачи по нисходящей линии. Исходное положение: машина движется на высшей передаче (для МТЗ-80-1Х).
Для включения 8 передачи необходимо: отпустить педаль подачи топлива, включить главную муфту сцепления (педаль выжать до отказа) ; выключить 9 передачу и рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение; плавно, но быстро включить главную муфту и одновременно увеличивать подачу топлива, для чего педаль переместить вперед на 1/3 хода, с помощью этого приема увеличивается угловая скорость ведущей шестерни с целью бесшумного переключения передач; выключить главную муфту и отпустить педаль управления подачей топлива, включить 8 передачу; плавно отпустить педаль сцепления и одновременно увеличить подачу топлива.
Продолжать упражнение по нисходящей линии до первой передачи.
Задача 4. Повороты трактора
Плавный поворот рулевого колеса влево или вправо, крутой поворот право или влево; выполнить операцию упражнение 1 (трогание трактора с места).
Упражнение повторяется несколько раз.
Задача 5. Упражнение усвоенных приемов на тракторе
Те же упражнения отработать на тракторе, установленном в кабинете. При переходе на трактор необходимо обратить внимание на плавное отпускание педали сцепления и умеренной подачи топлива; совершенствование координации рук и ног и автоматизма двигательных навыков.
Учебные нормативы времени устанавливает мастер п/об на основе хронометража и вычисления средних значений. Мастер ставит зачет, если упражнение выполнено без замечаний; контрольное задание считается не выполненным, если были сделаны 2-3 замечания по технике переключения передач, трогание с места и остановки трактора.
- 8513 просмотров