Урок русского языка: «Местоимение как часть речи»
Калиланова Кульшат Куанышбаевна учитель русского языка и литературы |
Урок № 75
Предмет: Русский язык в 6 «В» классе
Тема урока: Местоимение как часть речи
Тип урока: усвоение новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, с элементами модульного обучения
Оснащение урока: интерактивная доска, слайды по теме урока
Учебная цель: расширение знаний о местоимении как о самостоятельной части речи, углубление и систематизация знаний о морфологии. Закрепить примерами.
Развивающая цель: Развитие мышления, активизация творческих способностей учащихся.
Воспитательная цель: Воспитание любви к природе, к произведениям русской классической литературы через тексты.
Эпиграф к уроку:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это без сомнения
Все местоимения.
Ход урока:
1. Оргазизационный момент
2. Урок начинаю с чтения эпиграфа к уроку
Прошу обратить внимание, что здесь все личные местоимения.
(Учащиеся уже знакомы с местоимениями с курса 5 кл.)
3. Объяснение новой темы с применением элементов модульной технологии по слайду
Морфология →Части речи→ Самостоятельные→ имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие. Сегодня будем говорить о
местоимениях:
1) Личные: Ед.ч: я, ты, он, она, оно.
Мн.ч: мы, вы, они.
2) Возвратное: себя.
3) Вопросительные: кто? что? какой? чей? сколько?
4) Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.
5) Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.
6) Указательные: тот, этот, такой, столько, таков.
7) Определительные: весь, всякий, каждый, сам, любой, иной.
8) Неопределенные: некто, нечто, некоторый,
9) Относительные: кто, что, какой, чей, который, сколько.
Актуализация грамматического значения местоимения
— Что можно сказать о местоимении как части речи по таблице? (самостоятельная часть речи, имеет девять разрядов)
Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их.
Местоимение изменяется по падежам, а некоторые местоимения — по родам.
В предложении местоимения бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
Закрепление темы
4. Работа над упражнением № 496 на странице 194.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песню про славу морской
Работа по тексту. Вывод.
— С кем шепчется ветер? Кто поет песню?
Являются ли слова с ней, они названиями предметов или только указывают на эти предметы?
Выделенные слова являются местоимениями.
Вступительное слово о великом пейзажисте русской природы М.Пришвине, затем работа над текстом «Старая липа» М. Пришвина, упр. 497 на странице 195.
— Какие из местоимений указывают на предметы, какие — на признаки, а какие — на количество? На какие вопросы отвечают эти местоимения? Какими членами предложения они являются? В каких падежах стоят выделенные местоимения? (выполняем письменно)
Прошу сделать учащихся вывод из упражнения.
О чем говорит автор в этом тексте? (О любви к старой липе, которая служит людям и о себе, что может и он вместе с ней процветет
Самостоятельное задание. А теперь из текста М Пришвина, упр.498, выпишите местоимения в два столбика: 1)указывающие на предмет; 2)указывающие на признаки. Определите падеж и род местоимений.
Следующее задание творческого характера: списать, вставляя подходящие по смыслу местоимения, указать падеж и определить какими членами предложения они являются.
Вывод из урока: (проблемные вопросы по слайдам)
— О какой части речи вы узнали сегодня на уроке? (местоимение)
— Какая эта часть речи местоимение? (самостоятельная)
— Сколько разрядов имеет местоимение? (прошу перечислить)
— На что указывает местоимение? (на предметы, признаки и количество, но не называет их)
— Как изменяется местоимение? (по падежам, а
— Чем являются местоимения в предложении? (подлежащими, дополнениями, определениями)
Работа над стихотворением Р. Рождественского (устно)
Я, ты, он, она —
Вместе целая страна
Вместе дружная семья,
В слове мы сто тысяч я.
— Найдите местоимения, определите разряды.
Занимательные вопросы:
1.Какие личные местоимения самые чистые? (вы, мы, ты.)
2.Какие два личных местоимения мешают на дороге? (я, мы.)
3.Какое местоимение требует чистоты? (мой)
4.Какое местоимение самое хвастливое? (я.)
Оценки за урок.
Д/З творческого характера: упр. 502,§ 70.
- 17786 просмотров