Урок русского языка «Распространённые и нераспространенные предложения»
Неклюдова Ирина Васильевна, учитель начальных классов, высшая категория высшего уровня квалификации, КГУ « |
Класс: 2
Цели урока:
1. Сформировать знания о распространенных и нераспространенных предложениях.
2. Развивать навыки грамотного письма, воображение, умение рассуждать.
3. Воспитывать чувство прекрасного, любви к природе.
Демонстрационный материал: мультимедийное сопровождение урока
Оборудование и раздаточный материал:
- Русский язык: Учебник для 2 класса / Никитина С.А., Якунина Л.П., Мендекинова. Р.Т.- Алматы: «Атамура», 2009 г.;
- рабочая тетрадь;
- разноуровневые карточки с заданием для групповой работы.
- тесты
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
Прочитайте слова римского поэта Горация:
«Если знаешь
Если нет, у меня поучись»
Гораций
— Как вы их понимаете?
Оформление классной работы в тетради
— Откройте тетради. Запишем в них число, классная работа.
2. Минутка чистописания
— Отгадайте загадку: Мы бублик разломили и в букву превратили.
Каллиграфическая минутка буква Сс.
3. Словарная работа
— Составьте из данных сочетаний букв словарные слова, которые начинаются с буквы «С».
ОБИСПАС, КАООРС, ОБСАКА, БАТОУБС, ОСЛЕВОЙ.
(Спасибо, сорока, суббота, соловей, собака.)
— Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную.
— Давайте проверим, как вы записали.
4. Изучение нового материала
— Рассмотрите рисунок. Кто сидит на дереве? (Птичка)
— Это соловей. (прослушивание песни соловья)
— Что делает соловей? (соловей поёт)
— Что мы составили? (Предложение)
— Назовите грамматическую основу этого предложения.
— Давайте дополним предложение.
— Что поёт соловей? Какую?
— Сравните два предложения: Соловей поёт. Соловей поёт звонкую песню.
— Чем отличается первое предложение от второго?
— Чтение правила (в учебнике): Предложение, которое состоит только из грамматической основы, называется нераспространённым. Предложение, в котором есть грамматическая основа и второстепенные члены предложения, называется распространённым.
5. Первичное закрепление материала
А) — А когда к нам прилетают соловьи? (Весной)
— Послушайте отрывок из произведения Петра Ильича Чайковского «Времена года» (Воспроизведение музыкального фрагмента. «Времена года. Апрель»)
— О каком времени года этот фрагмент?
— Какое настроение нам передает композитор
— Прочитайте текст, записанный на доске.
Светит солнце. Прилетают птицы. Появляются листочки.
— Какие это предложения распространённые или нераспространённые?
— Преобразуйте предложения, используя предложенные слова.
Б) Запись текста.
— Как можно озаглавить получившийся текст?
Весна.
Светит яркое солнце. Прилетают перелётные птицы. Появляются зелёные листочки.
— Какие предложения мы записали? (Распространённые).
Вывод: Предложения могут быть распространенными, если в них есть второстепенные члены предложения и нераспространенными, если нет второстепенных членов предложения.
6. Динамическая пауза — прогулка по весеннему лесу.
Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем: крылья сложили назад.
7. Закрепление изученного. Групповая работа (по уровням)
1 уровень
Из данных слов составьте 2 предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое. Определите их вид.
Пошли, ребята, деревья, шумели
2 уровень
Распространите данные предложения.
Ребята пошли (куда?). (Как?) шумели деревья.
3 уровень
Составьте 2 распространенных предложения о весне, о птицах по схемам предложений:
Что сделала? какая? что?
Какие? Кто? Что делают? Откуда?
8. Контроль и самопроверка знаний. Тест
1. Подлежащее и сказуемое — это…
1) Части речи.
2) Главные члены предложения.
3) Второстепенные члены предложения.
2. Укажи нераспространённое предложения:
1) Подул холодный ветер.
2) На небе сияла луна.
3) Наступила зима.
3. Укажи подлежащее в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.
1) солнце; 2) утром; 3) поляну; 4) освещает.
4. Укажи распространённое предложение:
1) Бегут ручьи.
2) Весело поют птицы.
3) Бушуют метели.
5. Укажи сказуемое в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.
1) солнце; 2) утром; 3) поляну; 4) освещает.
9. Итог. Рефлексия
— Что нового узнали?
— Что вам понравилось на уроке?
10. Домашнее задание
стр 249, упражнение 632, выучить правило стр 248
Флипчарт
- 24431 просмотр