Урок русского языка: «Разбор простого предложения»
Монастырская Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории СОШГ № 1 имени |
Цели и задачи:
1) способствовать закреплению, расширению и углублению знаний учащихся по
2) повторить порядок разбора простого предложения, продолжить развитие устной и письменной речи, внимания, мышления, памяти, воображения, фонематического слуха,
3) воспитывать дружелюбие, чувство локтя и культуры поведения, и привитие умения работать в паре, группе, расширять кругозор, побуждать к познанию нового.
Оборудование: презентация, карточки в виде облачков — существительное,
Тип урока: систематизация знаний, умений и навыков
Форма урока: урок с использованием технологии встречных усилий учителя и
Ход урока
I. Оргмомент
Фронтальная работа
1. Приём «Удивляй!» (Слайд № 1)
(до урока играет музыка и видеоролик «От улыбки»). Как только прозвенел звонок на урок, читаю стихотворение: (здоровье сберегающая технология)
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
— Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, с гостями, ощутите тепло и свет, подарите радость и счастье.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь —
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.
2. Оформление записи в тетради
— Вот этим мы сейчас и займёмся: записываю число, классная работа (проговариваем
II. Минутка чистописания (Слайд № 2)
— А теперь скажите, кого вы видите на экране? Как называется мультфильм?
(На доске показывается фрагмент мультфильма, появляется
— Как и всегда, урок мы начинаем с минутки чистописания.
— Кто это?
Мм, медведь (Слайд № 3)
— Ребята, вы любите мультфильмы?
— Да!
— Очень хорошо, и с нами сегодня на протяжении всего урока будут герои мультфильма
III. Повторение:
1) Приём «Сообрази!» (Слайд № 4)
— Наш герой отправился в «Огород» подкрепиться.
2) Приём «Словарная работа» (Слайд № 5–13)
Поздним летом в огород
Собирается народ
Зрел все лето урожай
Что собрали? Отгадай! (урожай)
…. Здесь весной было пусто
Летом выросла… (капуста)
Собираем мы в лукошко
Очень крепкую картошку…картофель
Из земли — за чуб плутовку
Тянем сочную…. морковку — морковь
От дождя земля намокла
Вылезай толстуха… свекла
Лежит меж грядок, зелен да сладок
Огурец
Вот зеленый толстячок
Круглый, гладкий…. кабачок
И красавец — великан
Просит бабушка Федора:
— Собери еще… помидоры
Вот и все!!!
(здоровье сберегающая технология)
Коль запомнишь, что ж, прекрасно.
Главное, чтоб было ясно,
Чтоб ты мог легко, с улыбкой
Написать все без ошибки.
Вот и все!!! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали!
И
3) Приём «Орфографический тренинг» (Слайды № 14)
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
Теперь
Задание: исправить ошибки прашу, падергать и ждать ответа сава, прашу стучать
«Орфографический тренинг» (Слайд № 16)
Винни с.ёжился в под дубом
С.есть бы
Хорошо с Дружком бы вместе
мё… припрятать про запас.
Учитель подводит итоги повторению орфограмм:
В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
В жизнь неграмотным войдешь
За минуту пропадешь.
4) Индивидуальная и групповая работа (команды «Знатоки русского языка», «Без пяти минут писатели»)
Мы всё это время работали вместе, а теперь поработаем индивидуально и в
Установка: Нам всё по плечу! (Слайд № 17) (здоровье сберегающая технология)
Сделать лёгким всё, что сложно, —
Это главное для всех.
Всё реально, всё возможно.
Верь в себя, придёт успех.
Дидактическая задача: контроль за усвоением пройденного материала
Команда «Знатоки русского языка» получают карточки с заданиями по указанным темам — в шарах и выполняют задания индивидуально.
— Ребята, помните,
1. на доске разбор слова по составу:
Задание на карточке: подснежники, побежали произведите разбор слова по составу.
2. Определи падеж и допиши окончание существительных в рабочей тетради: по степ…, из ведр…, о жизн…, на стул…, вокруг плитк…,над крыш…, от балкон…
3. на доске морфологический разбор слова: под деревом
4. на доске фонетический разбор слова: мед
5. Определи спряжение глаголов: идешь, красить, спрятать, смотрят, вставить
Команда «Без пяти минут писатели» выбирают себе карточку — рисунок (Слайд № 18)
Ваша задача:
1) внимательно прослушать речь героев
2) записать существительные, прилагательные, глаголы согласно выбранным вами карточек
Прослушивается ролик, выполняется задание в тетрадях
Затем заслушиваются слова и предлагается одной группе из понравившихся слов
А теперь проверить можно,
Просто было или сложно
Предложения ребятам составлять.
Заслушиваются составленные предложения
IV. Работа по теме
1. Сообщение основной задачи урока.
Учитель: А зачем нам это всё было нужно?
Наша основная задача урока: повторить порядок разбора простого предложения
2.
Дидактическая задача: повторить предложения по цели высказывания.
Дети внимательно слушают песенку и на слух определяют предложения по цели
1 группа ищет повествовательные предложения
2 группа ищет вопросительные предложения
3 группа ищет побудительные предложения
4 — свободна в выборе
Затем произносят их вслух
3. Сотворчество
Дидактическая задача: подвести к системе синтаксического разбора
Учитель: давайте вспомним, из каких членов предложения состоит грамматическая
— Что ещё необходимо для того, чтобы передать мысль полностью?
(Слайды № 22–23)
— По наличию второстепенных членов предложения бывают (Слайд № 24)
— Продолжите мысль (Слайд № 25)
V. Подведение итогов усвоения порядка разбора (Слайд № 26)
Установка на правильный, грамотный разбор, которым ребята будут пользоваться в старших классах.
VI. Рефлексия
1. Работа по учебнику стр. 211. А если
2. Работа по учебнику.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он понятен
(Слайд № 28)
3. Выполнение упр. № 724 запись в тетрадях, на интерактивной доске и
VII. Домашнее задание: упражнение 725 стр. 211
VIII. Подведение итогов, выставление оценок (Слайд № 30)
— Ребята, интересно вам было на уроке?
— Какой вид работы вам понравился больше всего?
- 11405 просмотров