Урок русского языка в 5 классе: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Шнарбаева Гульбану Кабдушевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, КГУ «Средняя школа № 3» г. Житикара |
Цели:
1. Повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
2. Выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
3. Воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний.
Оборудование: учебник 5 класс З. К. Сабитова, В. К. Павленко. Алматы «Атамура» 2010 г; интерактивная доска; раздаточный материал. (Приложение. 1 слайд).
Ход урока
I. Организационный момент (Приложение. 2 слайд)
«Разминка»
Цель: переключить учащихся на работу во время урока. Создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность.
II Повторение изученного по синтаксису (Приложение. 3-4 слайд)
1. Третий лишний
Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними.
а) пришла осень, ранняя осень, пришла рано.
б) шустрые воробьи, воробьи и голуби, клевали корм.
в) возле дома, сильный дождь, пролетели мимо.
2. Найдите соответствия. (Приложение. 5 слайд).
1. Уборка класса а) существительное+прилагательное
2. Нарушил порядок б) существительное+существительное
3. Классное собрание в) глагол+существительное
3. «Думаем в парах» по теме: «Словосочетание и предложение» (Приложение. 7 слайд).
— Что такое словосочетание?
— Назовите виды словосочетаний?
— Как грамматически связываются словосочетания?
— Что такое предложение?
— Назовите виды предложений по цели высказывания?
— Какие предложения бывают по интонации?
— Может ли предложение быть без главных членов?
— Что такое подлежащее? Сказуемое?
— Чем они могут быть выражены?
4. Задание. Записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу. Чем они выражены? Охарактеризовать по цели высказывания, по интонации, по наличию главных членов. Вставить пропущенные буквы. (Приложение 8 слайд).
Осень. Утро ярк_е, солнечн_е. Прозрачен и чист воздух. Разноцветные листья тихо падают на х_лодную землю. Хороша ранняя осень! Но осень — предвестница зимы.
Итак, дана характеристика предложений. А с правилом какого знака вы еще не знакомы? (тире).
II. Изучение нового материала
Сегодня мы знакомимся с удивительным материалом, знаком препинания — тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», «тире» стало именоваться в начале 1820-х годов.
— Чтобы понять, когда ставится тире, проанализируем следующие предложения (Приложение. 9 слайд).
1. Фламинго строят гнезда по берегам морей.
2. Осина — дерево.
3. Малина — кустарник.
— Какие из предложений можно объединить по нескольким признакам одновременно? (можно объединить 2, 3 предложения. В них говорится о растениях. Оба состоят из двух слов).
— Найдите в предложении подлежащее.
— в 1 — осина; во 2 — малина.
— Найдите сказуемые.
— в 1 — дерево; во 2 — кустарник.
— Какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое?
— В каком падеже они стоят?
— Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных предложениях (тире).
— Сформулируйте вывод: в каком случае ставится тире между подлежащим и сказуемым.
— Чтение теоретического материала, учебник § 25.
— Составить схему предложения (Приложение. Слайд 10).
Физминутка
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота!
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре,
Наклониться — три, четыре —
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
III. Закрепление изученного материала
Работа с учебником. Стр.62, упр.199
Задание. К словам левого столбика подобрать подходящие по смыслу слова из правого столбика. Что в результате получится? (предложение).
Иван Сергеевич Тургенев — писатель.
Работа в группах по карточкам.
1 гр. Задание. Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их.
Осень — пора грибов. Осень таинственна и прекрасна.
2 гр. Задание. Выделите грамматическую основу. Какими частями речи она выражена?
Астана — столица Казахстана. Астана гостеприимна и дружелюбна.
3 гр. Задание. Слово: Алматы. Составить 2 предложения с предложенным подлежащим, таким образом, чтобы в одном было тире между подлежащим и сказуемым, во втором — нет.
Как быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым (можно поставить между ними указательное слово — это, вот или есть). (Приложение. Слайд 11).
Тринадцать — (это) магическое число.
Чтение — (вот) лучшее учение.
Книга — (это) источник знаний.
Закончите предложение и вставьте устно проверочное слово.
Моя Родина —
Береза —
Работа с учебником. Упр. 200.
Задание выполняется письменно, самостоятельно. Взаимопроверка выполненного упражнения.
IV. Обобщение
— Назовите главные члены предложения?
— Чем они могут быть выражены?
— Когда между ними ставится тире?
V. Домашнее задание (дифференцированно)
— Упр.201 (1. 2 гр.)
— Сочинение-миниатюра «Золотая осень» (7-8 предложений с использованием изученной пунктограммы).
VI. Оценивание учащихся
VII. Рефлексия
Продолжите предложение.
Мне понравилось на уроке...
Тире между подлежащим и сказуемым...
Список использованной литературы
1. З. К. Сабитова, В. К. Павленко. Учебник 5 класс. Алматы. Издательство «Атамура» 2010 г;
2. З. И. Соловьева. Учебное пособие по русскому языку. Учимся рассуждать. 5 класс. Издательство: «Вербум-М» 2000 г.
3. Н. Соловьева. Русский язык в задачах и играх. Москва. Материк Альфа, 2000 г.
- 17490 просмотров