Урок русского языка в 7 классе по теме «Лексика. Фразеология»
Жанмедет Күлтен Ізтілеуқызы учитель русского языка и литературы казахской средней школы № 4 г. Кандыагаш Актюбинской области. Стаж работы 33 года, квалификационная категория высшая. |
Цель урока:
- углубить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;
- развивать умение употреблять синонимы, антонимы, омонимы, однозначные, многозначные слова, фразеологизмы в речи;
- привить интерес к языку;
- воспитать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: повторение, систематизация изученного.
Методы обучения: словесный,
Оборудование: интерактивная доска, фразеологические и толковые словари.
Ход урока:
І.Оргмомент: (слайд № 1)
Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
ІІ. Работа на интерактивной доске
Ученики составляют опорную схему «Лексика»
ІІІ. Игра «Угадай-ка !»
Называю слово и даю толкование слова. Ответ дается словом «да» или «нет» ответ «нет» поясняется.
Расписной — украшенный живописью, разукрашенный красками. «Да».
Листопад — появление на деревьях желтых листьев. «Нет». Опадание листьев осенью.
Дождь — атмосферные осадки в виде водяных капель «Да».
Роща — большой еловый лес. «Нет» Небольшой лиственный лес.
Патриотизм — любовь к Родине «Да».
ІV. Прямое и переносное значение
(работа — поиск)
Прямое значение слова — это…….
(его основное лексическое значение)
Переносное значение слова — это лексическое значение слова, основанное на сходстве, близости между собой предметов, явлений.
Просмотр слайдов № 2, 3.
а) Говорят у мамы руки непростые,
Говорят у мамы руки золотые!
Я гляжу внимательно, подношу поближе.
Трогаю и глажу — золота не вижу.
Почему так говорят? Как говорят об очень хорошем человеке? — Золотой человек.
Б) Определить средство выразительности, используемое в отрывке стихотворения С.Есенина.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
(олицетворение)
V. Работа с учебником
Упражнение 280. Спишите, сравните словосочетания. Найдите слова, которые одинаково звучат и пишутся. Объясните их значение:
Дверь без ключа — вода из ключа
Резать лук — стрелять из лука
Вступить в брак — допустить в работе брак
Праздничный наряд — наряд на уголь.
Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Например:
Лук — огородное растение и лук — оружие; ключ — замок и вода из ключа — вода из родника;
VІ. Соединить синонимы стрелкой (слайд № 4) Что такое синонимы?
Собака Печаль Дорога Неправда Армия Огонь Метель Автомобиль |
Путь Пес Ложь Войско Грусть Пламя Машина Буран |
VІІ. Игра «Наоборот» (слайд № 5)
Стихотворение С.Палтоновой. Ребята находят антонимы.
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко, а ты
Ответишь……… (низко).
Скажу я слово далеко, а ты
Ответишь……..(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь……..(пол).
Скажу я слово потерял,
А ты ответишь……..(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты……..(храбрец)
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай……….(конец).
Вопрос: Что мы называем антонимами?
VІІІ. Работа с тестами. (слайд № 6)
Что такое фразеологизмы? Это устойчивые сочетания слов.
1. Душа в душу 2. Море поколено 3. Топорная работа 4. Бить баклуши 5. Водить за нос 6. Сломя голову 7. В час по чайной ложке 8. Себе на уме; 9. Зарубить на носу 10. На краю света |
А. хитрый Б. бездельничать В. обманывать Г. очень медленно Д. дружно Е. ничего не страшно Ж. грубая работа З. запомнить И. далеко |
Ответы: 1Д, 2Е, 3Ж, 4Б, 5В, 6К, 7Г, 8А, 9З, 10И.
ІХ. «Веточки из слов»
Почему так много «хвостов»?
Есть хвост у падающих звезд,
И у семян бывает хвост.
У птиц, у самолета
Он нужен для полета.
Хвостом корова бьет слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важней:
Они хвостом сражаются.
Задание: Прослушав, учащиеся составляют «веточку из слов»: Хвост звезд, хвост самолета, хвост птицы, хвост коровы, хвост скорпиона.
Это многозначные слова. Они называют разные предметы, признаки, действия в
Х. Итог урока
ХІ. Домашнее задание:
Упражнение 299. Определите основную мысль стихотворения и выучите наизусть.
ХІІ. Оценка знаний учащихся
- 35448 просмотров