9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок русского языка в 7 классе по теме «Лексика. Фразеология»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Жанмедет Күлтен Ізтілеуқызы учитель русского языка и литературы казахской средней школы № 4 г. Кандыагаш Актюбинской области. Стаж работы 33 года, квалификационная категория высшая.

Цель урока:

  • углубить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;
  • развивать умение употреблять синонимы, антонимы, омонимы, однозначные, многозначные слова, фразеологизмы в речи;
  • привить интерес к языку;
  • воспитать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: повторение, систематизация изученного.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, метод стимулирования интереса к учению.

Оборудование: интерактивная доска, фразеологические и толковые словари.

Ход урока:

І.Оргмомент: (слайд № 1)

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».

ІІ. Работа на интерактивной доске

Ученики составляют опорную схему «Лексика»

Лексика. Фразеология

ІІІ. Игра «Угадай-ка

Называю слово и даю толкование слова. Ответ дается словом «да» или «нет» ответ «нет» поясняется.

Расписной — украшенный живописью, разукрашенный красками. «Да».

Листопад — появление на деревьях желтых листьев. «Нет». Опадание листьев осенью.

Дождь — атмосферные осадки в виде водяных капель «Да».

Роща — большой еловый лес. «Нет» Небольшой лиственный лес.

Патриотизм — любовь к Родине «Да».

ІV. Прямое и переносное значение

(работа — поиск)

Прямое значение слова — это…….

(его основное лексическое значение)

Переносное значение слова — это лексическое значение слова, основанное на сходстве, близости между собой предметов, явлений.

Просмотр слайдов № 2, 3.

а) Говорят у мамы руки непростые,
Говорят у мамы руки золотые!
Я гляжу внимательно, подношу поближе.
Трогаю и глажу — золота не вижу.

Почему так говорят? Как говорят об очень хорошем человеке? — Золотой человек.

Б) Определить средство выразительности, используемое в отрывке стихотворения С.Есенина.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
(олицетворение)

V. Работа с учебником

Упражнение 280. Спишите, сравните словосочетания. Найдите слова, которые одинаково звучат и пишутся. Объясните их значение:

Дверь без ключа — вода из ключа
Резать лук — стрелять из лука
Вступить в брак — допустить в работе брак
Праздничный наряд — наряд на уголь.

Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Например:
Лук — огородное растение и лук — оружие; ключ — замок и вода из ключа — вода из родника;

VІ. Соединить синонимы стрелкой (слайд № 4) Что такое синонимы?

Собака
Печаль
Дорога
Неправда
Армия
Огонь
Метель
Автомобиль
Путь
Пес
Ложь
Войско
Грусть
Пламя
Машина
Буран

VІІ. Игра «Наоборот» (слайд № 5)

Стихотворение С.Палтоновой. Ребята находят антонимы.

Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко, а ты
Ответишь……… (низко).
Скажу я слово далеко, а ты
Ответишь……..(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь……..(пол).
Скажу я слово потерял,
А ты ответишь……..(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты……..(храбрец)
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай……….(конец).

Вопрос: Что мы называем антонимами?

VІІІ. Работа с тестами. (слайд № 6)

Что такое фразеологизмы? Это устойчивые сочетания слов.

1. Душа в душу
2. Море поколено
3. Топорная работа
4. Бить баклуши
5. Водить за нос
6. Сломя голову
7. В час по чайной ложке
8. Себе на уме;
9. Зарубить на носу
10. На краю света
А. хитрый
Б. бездельничать
В. обманывать
Г. очень медленно
Д. дружно
Е. ничего не страшно
Ж. грубая работа
З. запомнить
И. далеко

Ответы: 1Д, 2Е, 3Ж, 4Б, 5В, 6К, 7Г, 8А, 9З, 10И.

ІХ. «Веточки из слов»

Почему так много «хвостов»?

Есть хвост у падающих звезд,
И у семян бывает хвост.
У птиц, у самолета
Он нужен для полета.
Хвостом корова бьет слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов хвост важней:
Они хвостом сражаются.

Задание: Прослушав, учащиеся составляют «веточку из слов»: Хвост звезд, хвост самолета, хвост птицы, хвост коровы, хвост скорпиона.

Это многозначные слова. Они называют разные предметы, признаки, действия в чем-то похожие между собой.

Х. Итог урока

ХІ. Домашнее задание:

Упражнение 299. Определите основную мысль стихотворения и выучите наизусть.

ХІІ. Оценка знаний учащихся

Категория: