Урок русского языка в 9 классе на тему: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» (Урок – посвящение)
Соболева Ирина Евгеньевна учитель русского языка и литературы Саумалкольской средней школы № 1 села Саумалколь Айыртауского района СКО. Стаж работы — 24 года, высшая категория |
Цель урока: углубление знаний о видах СПП.
Задачи урока:
образовательные:
- познакомиться со структурой СПП с придаточными обстоятельственными;
- формировать умение определять и характеризовать СПП с придаточными обстоятельственными;
- закрепить навык постановки знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными;
развивающие:
- развивать мыслительные навыки учащихся;
воспитательные:
- расширить кругозор учащихся;
- учить выражать личностное отношение учащихся к изучаемому;
- поддерживать у учащихся мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо на материале урока.
Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с текстами, таблицы, рабочие листы), листы самооценки, кластер.
Ход урока:
I. Вызов
Задачи фазы: активизировать, заинтересовать ученика, мотивировать его на дальнейшую работу, «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу.
1. Слово учителя: наш сегодняшний урок — это урок — посвящение. Кому или чему? Это вы поймете чуть позже. Тему нашего урока вы тоже сформулируете самостоятельно немного позже. А пока вспомним признаки СПП и изученных видов СПП с помощью игры «Конструктор». У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения. Соберите эти карточки так, чтобы у первого ряда получились признаки СПП, у второго ряда — признаки СПП с придаточными изъяснительными, у третьего ряда — СПП с придаточными определительными. Работать вы будете в парах. (По одному учащемуся от ряда озвучивают признаки. Проверка осуществляется с помощью презентации слайда).
2. Учитель: спасибо, ребята, теперь все вспомнили изученное ранее о СПП. Посмотрите на текст, который лежит у вас на столах в рабочих листах. Найдите в нем уже изученные и только что повторенные виды СПП, определите их вид, задав вопросы от главного предложения к придаточному. Прокомментируйте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Были ли предложения, которые вызвали ваше затруднение в определении их вида?
Мы продолжаем изучать виды придаточных в СПП. Зная названия всех трех видов СПП, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Тема урока — СПП с придаточными обстоятельственными).
Запись в тетрадь числа и темы урока.
3. «Верные и неверные утверждения»
Учитель: перед вами на листах в таблице утверждения. Попробуйте установить, верны ли эти утверждения о СПП с придаточными обстоятельственными. Обоснуйте свой ответ. (Учащиеся заполняют таблицы на карточках и по очереди отвечают).
4. Целеполагание
Учитель: у каких их этих утверждение вы затрудняетесь определить достоверность? (№ 7,8,9,11). Ничего страшного в этом нет. Итак, исходя из ваших затруднений, сформулируйте цели нашего урока.
Учащиеся: цели урока:
1. Узнать, от чего задается вопрос к придаточным обстоятельственным (от всей главной части или от одного слова);
2. Узнать, могут ли быть указательные слова в главной части СПП с придаточными обстоятельственными;
3. Узнать, действительно ли придаточные обстоятельственные бывают нескольких типов;
4. Определить место придаточного обстоятельственного в составе СПП;
5. Запомнить союзы и союзные слова, связывающие части СПП с придаточными обстоятельственными.
II. Осмысление
Задачи фазы: работа с информацией, выбор таких методов и приемов, которые бы позволили сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
1. Инсерт (маркировка текста).
Учитель: чтобы узнать все это, обратимся к материалу параграфа 16 на стр. 128 учебника. Во время чтения делайте пометки на полях. V — уже знал, + - узнал сейчас, ? — непонятно. И заполните таблицу, в которой ваши значки будут заголовками. (Индивидуальная работа).
Учитель: теперь в своей группе обсудите новую информацию и непонятные для вас моменты. Особенно в работе с таблицей учебника. (Групповая работа, помощь учителя). Что вам непонятно из нового материала?
2. Обращение к «верным и неверным утверждениям».
Учитель: а теперь вернемся к данным ранее утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную только что информацию. (Учащиеся доделывают «верные и неверные утверждения»). Проверим, что у вас получилось сейчас, обоснуйте ответ. (Отвечают представители групп).
3. Первичное закрепление материала.
Учитель: молодцы! Закрепим полученную теоретическую информацию на примерах. Текст о фиалке был вам предложен не случайно. Сегодня этим морозным зимним днем цветы будут сопровождать нас на протяжении всего урока. Но каждый цветок нуждается в поливе. И сейчас пройдет «союзный» дождь. (Показ слайда). В рабочих листах заполните таблицу союзами и союзными словами из нашего дождя, соответствующими разным типам придаточных обстоятельственных.
4. Показ слайда. (Тюльпан и герань). Перестройте предложения так, чтобы у вас получились СПП с придаточными обстоятельственными. Аргументируйте свой ответ. Запишите полученные предложения, составьте алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения сначала индивидуально, потом в парах. Алгоритм: 1. найти грамматические основы; 2. установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложение; 3. поставить вопрос от главного к придаточному; 4. найти союз или союзное слово в придаточном предложении; 5. по вопросу и союзу определить вид придаточного; 5. закрепление материала.
Учитель: вернемся к тексту о фиалках. В рабочих листах укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным, определите его тип. Предложение выпишите в тетрадь, выполните синтаксический разбор, постройте схему. (Разбор у доски). Выполните задание с взаимопроверкой. Показ слайда. Учитель предлагает поработать еще с одним предложением. Исправьте речевую ошибку, перестройте предложение в СПП с придаточным обстоятельственным.
5. Словарная работа: запись в словарь слова икебана и его толкование. (Просмотр на слайдах икебан, сопровождающийся музыкой).
6. Работа с текстом Г. Серебряковой «Святое слово». (Слайд). Работа в группах.
1-ая группа:
— Какова тема и основная мысль текста?
— Выпишите СПП с придаточными обстоятельственными времени. Постройте схемы.
— Передайте тему текста, выразив ее одним СПП с придаточным обстоятельственным.
2-ая группа:
— Как можно озаглавить этот текст?
— Предложите заглавие, в котором будет определяться тема текста.
— Выпишите СПП с придаточными обстоятельственными причины, образа действия. Постройте схемы.
3-я группа:
— К какому стилю относится текст?
— Каков тип речи текста?
— Предложите заглавие, в котором будет звучать главная мысль текста.
— Выпишите СПП с придаточными обстоятельственными уступки, условия. Постройте схемы.
Учитель: Обменяйтесь между группами своими работами, проверьте друг друга, сделайте замечания. Проверим, что у вас получилось. Можем мы теперь ответить, почему наш урок — урок — посвящение? (Схемы каждой группы на доске).
III. Рефлексия
Задачи фазы: анализ информации, ее интерпретация и творческая переработка.
Учитель: итак, на нашем уроке — посвящении всем мамам на ярких примерах о таком чуде природы как цветы, мы познакомились с СПП с придаточными обстоятельственными. Еще раз вспомните главное, что вы узнали об этом виде придаточных, создав кластер. (Учащиеся создают кластер, выходя по одному к доске).
На доске — поляна из цветов, над каждым цветком — этап урока. Перед каждым учащимся — бабочка. Учитель предлагает прикрепить свою бабочку на тут цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Учитель: (Учитель садит свою бабочку на фиалку.) Это мой любимый цветок. И вместо оценок вы сегодня получите ордена фиалок. И пусть они не золотые, вы их заслужили своей работой на уроке. 5 — голубая фиалка, 4 — фиолетовая. Оцените каждый свою работу на уроке. Поставьте оценку в «листы самооценки». И это еще не все. Каждый из вас получает в подарок от меня пакетик семян разных цветов. И пусть сейчас зима, но к весне ваши цветы уже дадут всходы и вы сможете подарить их своим мамам к 8 марта. А летом наше родное село Саумалколь тоже покроется ковром наших цветов.
Домашнее задание:
1. Выучить параграф 16 на стр.128 учебника.
2. Написать сочинение — рассуждение на тему: «По отношению к матери можно определить величие человека». (В «листах мудрости».)
- 13414 просмотров